Северной железной дороге – 150 лет

№32 (1082) от 14 августа 2018 г.

Вокзал города Вологды в начале ХХ века.

Строительство и расширение сети СЖД дало огромный толчок к развитию огромной территории от Балтики до Полярного Урала и северной части бассейна реки Оби.

Сегодня СЖД пролегает по территории 10 российских регионов: Ярославской, Вологодской, Архангельской, Ивановской, Костромской, Кировской, Тверской, Владимирской областей, Республики Коми, а также охватывает Ямало-Ненецкий автономный округ.

Строительство железной дороги на севере Российской империи способствовало развитию местной деревообрабатывающей, текстильной и маслодельной промышленности. Дорога способствовала увеличению экспорта через Архангельский порт лесных грузов, строительных материалов, пушнины, льна, смолы, канифоли, скипидара.

1868 — 1918. Двигатель прогресса

Начинался этот проект с открытия небольшого участка железнодорожного пути, соединившего Москву и Сергиев Посад.

Примечательно, но изначально строительство новой дороги обошлось без участия государственных средств. В 1859 году профессор Московского университета Федор Чижов организовал общество по строительству новой железной дороги и привлек известных московских купцов братьев Шиповых и Ивана Мамонтова.

Собрав уставной капитал 15 тысяч рублей серебром и представив в Главное управление путей сообщения и публичных зданий проект будущей дороги, общество получило концессию на строительство железной дороги от Москвы до Сергиева Посада.

В том же году началось строительство первой в России частной железной дороги, названной Троице-Сергеевской. В 1862 году строительство было завершено и по дороге в 65,7 версты началось движение поездов. В первые годы дорога имела 10 паровозов, 118 пассажирских вагонов, 110 товарных, 15 багажных и 95 платформ.

Направление развития новой железной дороги совпадало с направлением старейшего гужевого тракта России на Архангельск. Долгое время город на Северной Двине был единственным портом, связывавшим Россию с Северной Европой и эта дорога со времен Ивана Грозного связывала север с центральными районами страны.

Экономическая мощь страны росла, и все острее ощущалась потребность в строительстве более надежного и современного пути. Поэтому в 1867 году правление общества обратилось к правительству с проектом дальнейшего развития дороги и строительству нового отрезка пути до Ярославля.

Длина участка определяется в 196 верст, вся же протяженность дороги от Москвы до Ярославля — в 262 версты. Его трасса пересекала реки Серую, Нерль, Сару, Устье и другие, почти через все построили металлические мосты. На крупных станциях, таких, как Александров, Ростов, Ярославль, были возведены каменные здания вокзалов.

Савва Мамонтов, один из учредителей общества Московско-Ярославской железной дороги.

5 сентября 1868 года в 5 часов вечера в Шую из Новок прибывает первый пробный поезд. А 16 сентября 1868 года открывается постоянное движение на Шуйско-Ивановской железной дороге. Эта дата считается днем рождения Северной железной дороги. Подвижной состав СЖД в первый год ее эксплуатации составлял 14 паровозов, 28 пассажирских и 170 товарных вагонов.

Соединив Москву с крупным губернским городом Ярославлем, дорога приобрела значение магистральной. Чтобы сделать дорогу доходной и увеличить грузопоток, купцы снижают тарифы на перевозку. В результате волжские торговцы перебрались с Московско-Нижегородской ветки на Московско-Ярославскую.

После смерти отца в 1869 году строительство дороги возглавил известный купец и меценат Савва Мамонтов. Год спустя акционерное общество, возглавляемое им, получает разрешение на постройку новой линии от Рыбинска до станции Бологое, чтобы иметь возможность доставлять в Петербург хлеб, поступающий в Рыбинск с низовьев Поволжья.

Еще 2 года спустя, в 1872-м, открывается железнодорожное движение Ярославль — Вологда. 1887 год соединил Ярославль с Костромой, а к концу 90-х годов дорога дошла до Архангельска.

90-е годы XIX века характеризуются подъемом железнодорожного строительства в России. Большое значение приобретала внешняя торговля через Архангельский порт. 17 ноября 1897 года в Архангельске состоялась официальная церемония открытия дороги Вологда — Архангельск. Местность, по которой прокладывали дорогу, представляла собой непроходимые болота и тундру. Случалось, что целые составы с балластом уходили в топи. На торжество специальным поездом прибыл представитель царского правительства. Правда, вскоре случилось ЧП: после прохода этого поезда насыпь в нескольких местах вместе со шпалами и рельсами ушла в болото. После этого чрезвычайного происшествия дорогу закрыли на три месяца для перекладки путей.

К окончанию строительства Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога состояла из трех главных участков: Москва — Ярославль (262 версты), Ярославль — Вологда (191 верста), Вологда — Архангельск (595 верст).

С апреля 1900 г. железная дорога была передана в государственное управление, а с 1902 г. была переведена в ведение Министерства путей сообщения.

В 1902 — 1905 гг. за казенный счет строилась линия Петербург — Вологда — Вятка. Через Вологду Архангельск получил связь с Москвой и Петербургом. В начале XX века Вологда превратилась в железнодорожный узел. С 1 января 1907 года все линии Московско-Ярославско-Архангельской дороги стали называться Северными железными дорогами.

На 1913 год дорога владела 668 паровозами, 10,8 тысячи товарных вагонов, имелось 862 пассажирских вагона.

1918 — 1968. Дорога жизни

В мае 1918 года дорога была национализирована и передана в ведение Наркомата путей сообщения.

В конце 20-х — начале 30-х годов ХХ века большого строительства в этом направлении не велось. Но в годы Гражданской войны работники Северной железной дороги восстанавливали движение, организовывали воинские и эвакуационные перевозки. На коммунистических субботниках силами 85 тысяч человек было отремонтировано 226 паровозов, погружено более 134 тысяч пудов дров и других грузов.

Проведенная 1 октября 1923 года инвентаризация имущества СЖД показала, что изношенность дорог, депо и вокзалов превышала 40%. Требовалась большая реорганизация хозяйства дороги. В 1924 году начинаются работы по электрификации СЖД, а в 1925 году внедряется система современной диспетчерской связи. А тем временем железнодорожная лента все дальше забиралась на север. К 1929 году общая территория обслуживания СЖД составляет 793 кв. км.

В начале 30-х годов в стране зарождается движение машинистов-новаторов, инициатором которого стал машинист депо Ярославль Герой Социалистического Труда Александр Папавин. Его пассажирский паровоз Су99-07 прошел без капитального ремонта более 800 тысяч километров при норме в 250 тысяч. Причём он доказал, что столь интенсивная эксплуатация может не влиять на состояние техники. На «папавинском» паровозе применялось такое большое количество новинок, что его называли паровозом-лабораторией.

В результате экономического роста промышленности усиливается пропускная способность на многих участках СЖД. В 1936 году дорогу делят на две: Северную, с местонахождением управления в Вологде, и Ярославскую — с местонахождением управления в Ярославле. И лишь в 1953-м Ярославская и Северная железные дороги сольются в одну Северную с центром в Ярославле.

В последний предвоенный год начинается строительство новой линии Коноша — Вельск — Котлас, явившейся продолжением строящейся дороги Воркута — Котлас. Строительство идёт ударными темпами, и в конце декабря 1941 года из Воркуты в Москву был отправлен первый состав с углем.

Несмотря на войну, дорога продолжала расти и расширяться. В июне 1942 года была введена в эксплуатацию Северо-Печорская железная дорога, связавшая Центр с Крайним Севером: по Заполярью она прошла на полярный Урал — из Европы в Азию.

В годы Отечественной войны железнодорожники Ярославской и Северной дорог самоотверженно обеспечивали фронт снаряжением, боеприпасами, продовольствием. Работа шла под ежедневными бомбёжками. За годы войны по СЖД и ЯЖД было перевезено более 20 миллионов вагонов с солдатами, снарядами и боевой техникой. В эвакуацию были вывезены 18 миллионов человек. ЯЖД обработала более 5,5 миллиона вагонов. После того, как был отрезан Донбасс, паровозы пришлось перевести на дровяное отопление. Это потребовало переоборудования паровозов и приспособления всего деповского хозяйства к местным условиям. Вологодский машинист Василий Болонин разработал систему, позволявшую не останавливаться для набора топлива на промежуточных складах, улучшать оборот паровоза, ускорять продвижение поездов. Опыт Болонина поддержали и широко распространили по сети.

В августе 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства и военного командования по перевозкам большая группа работников Ярославской дороги была награждена орденами и медалями СССР.
В конце 1940-х годов на Ярославской железной дороге ввели в строй линию Кострома — Галич, а на Северной был проложен второй путь от Вологды до Череповца. В 1958 — 1964 годах строится крупнейший в Европе железнодорожно-автомобильный мост через Северную Двину в Архангельске. В 1959 году к СЖД присоединили Печорскую железную дорогу.

1968 — 2018. Время перемен

В конце 60-х годов несколько участков СЖД переводятся на тепловозную тягу. На тот момент общая протяженность участков дороги, переведенных на тепловозную и электровозную тягу, составляет почти 2400 км — почти половину от общей протяженности СЖД.

В 1968 году за достигнутые успехи и в связи со 100-летием со дня основания Северная железная дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени.

В ударные 70-е годы продолжается строительство новых веток СЖД. В строй вводятся новые линии Ядриха — Красавино — Великий Устюг, Архангельск-город — Паленьга. В Вологде строится электровозное депо.

В 1973 году на СЖД создается информационно-вычислительный центр (ИВЦ), который впоследствии стал головной организацией по разработке и эксплуатации автоматизированной системы управления (АСУ).

К концу 1975 года электрификация побеждает семафоры и завершается их замена светофорами. Последний семафор был заменен в ноябре на станции Межог Сосногорского отделения.

На 80-е годы приходится пик объемов перевозок, с которым железнодорожники-северяне справлялись более чем достойно. К началу 1990-х жилой фонд дороги к этому времени составлял более 3 млн кв. м. Более 9 тысяч семей железнодорожников к началу десятилетия въехали в новые квартиры.

В 2000-е СЖД остается одним из крупнейших предприятий страны. Как прогнозируют специалисты отрасли, будущее СЖД связано с освоением природных богатств российского севера.

Вперед, в будущее!

В 2006 году построено электровозное депо Лоста, возведён второй путь на участке от Вологды до Буя. В течение 10 лет продолжалась масштабная реконструкция сортировочной станции Лоста — одной из крупнейших сортировочных станций в стране. Возведены новые мосты через реки Шексну и Унжу, пункт технического обслуживания локомотивов на станции Обозерская, построены новые и удлинены имеющиеся приемоотправочные пути на десятках станций. Продолжается реконструкция Вологодского и Череповецкого железнодорожного узлов. Всё это способствует увеличению пропускной способности Северной железной дороги.

В марте 2018 года открыто скоростное движение на СЖД после запуска между Москвой и Ивановом поезда «Ласточка». В ближайшее время будет ходить скорый поезд от Вологды до Москвы. Это знаменует новую эпоху в истории развития СЖД.

Впереди реализация масштабного проекта «Северный широтный ход»: строительство железнодорожной магистрали в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 километров, которая должна соединить Северную и Свердловскую железные дороги.

Дорога должна пройти по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево и дать возможность вывозить грузы с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал. Стоимость проекта предварительно оценивается в 235,9 млрд руб.

ООО «Новый Сезон». Реклама

540
1
  • Перевод грузовых поездов на тепловозную тягу на СЖД начался не в конце 1960-х годов, а в начале. Пассажирские несколько позже, но до 1970.
Похожие статьи
  • Вологодская СДЮСШ №1 отметила 75-летний юбилей. Праздничное мероприятие было приурочено к Всероссийскому дню гимнастики, который отмечается 27 октября.

    37
    0
  • 01 ноября' 17 | Культура

    На торжества, посвященные юбилею Василия Белова, в Вологду приехал актер и режиссер Сергей Никоненко, вспомнив, как уговаривал Василия Ивановича сняться в своем фильме «Целуются зори»

    247
    0
  • 08 февраля' 18 | Транспорт

    На встрече Олега Кувшинникова и Валерия Танаева был решен вопрос о реструктуризации потерь в доходах перевозчика, возникших в результате установления тарифов на пригородные перевозки в 2014 году

    260
    0
  • 08 февраля' 18 | Образование

    Два детских сада компании РЖД будут переданы в собственность города Вологды

    198
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.