Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Шар страха

№45 (1095) от 13 ноября 2018 г.

В феврале 1946 года над вологодскими лесами был атакован самолёт, возвращавшийся из арктической ледовой разведки. Нападавший проник в кабину пилотов, повредил часть аппаратуры и... исчез.

Более трёх десятилетий расследование этого происшествия оставалось под грифом «Совершенно секретно».

Лишь в январском номере журнала «Техника — молодёжи» за 1982 год один из свидетелей ЧП, полярный штурман Валентин Аккуратов приоткрыл завесу тайны, поведав о встрече с неведомым противником.

Экипаж

Сомневаться в объективности заслуженного штурмана СССР Валентина Ивановича Аккуратова (1909-1993) не приходится. Он не только является автором учебника по навигации и собственного метода самолётовождения в полярных широтах, но и стал довольно известным писателем-документалистом. Среди исследователей Арктики его авторитет был настолько высок, что он, например, в 1976 году консультировал создателей многосерийного телефильма «Два капитана» и даже сам снялся в нем в небольшой роли начальника лётной школы.

Будучи главным штурманом полярной авиации СССР, в феврале 1946 года Аккуратов инспектировал работу штурмана Николая Зубова на четырёхмоторном самолёте Пе-8. Самолёты этого типа (они проходили также под обозначениями ТБ-7 и АНТ-42) в годы Великой Отечественной использовались в основном как тяжёлые бомбардировщики дальнего радиуса действия. В мирное время из-за дальности полёта эту машину и полюбили разведчики ледовых трасс Заполярья.

Тот Пе-8, на котором летели Аккуратов с Зубовым, возвращался в Москву из дальней разведки в Арктическом бассейне (более подробная информация о его миссии не раскрывается). Экипаж, состоявший из пяти человек, подобрался хоть куда: достаточно отметить, что в него входили один Герой Советского Союза и два Героя Социалистического Труда. Полёт проходил на высоте 1200 метров, погода благоприятствовала, разве что антенны и борта самолёта слегка обледенели — температура за бортом была минус 14 градусов Цельсия.

Странное началось, когда Пе-8 миновал Няндому — последний на маршруте населенный пункт Архангельской области — и полетел над глухими вологодскими лесами.

Валентин Аккуратов не только прославил полярную авиацию, но и зарекомендовал себя как писатель и даже актёр. На снимке он в роли начальника лётной школы
в телесериале «Два капитана». | Фото с сайта kino-teatr.ru

Нападение

До расчётного времени прибытия в Москву оставалось меньше часа. Пе-8 как раз должен был выйти из облаков, и Аккуратов напомнил Зубову, чтобы тот подготовил ракетницу, — при переходе на визуальный режим полёта полагалось выпустить сигнальную ракету белого цвета «Я — свой».

И тут над головой Зубова возник ослепительно белый шар. Аккуратов решил сперва, что штурман неудачно воспользовался ракетницей, но выстрела-то не было! Между тем незваный гость, пульсируя и покачиваясь, начал движение в сторону Аккуратова, но вдруг изменил траекторию и, распространяя запах озона, поплыл в радиорубку, где работал бортрадист.

— Вырубай передатчик! — закричал Аккуратов, но было уже поздно.

Огненный клубок юркнул под сиденье бортрадиста и через мгновение взорвался. Дымом заволокло всю кабину, но, к счастью, никто не пострадал. Сперва решили — пожар на борту, и пилот бросил машину на резкое снижение: парашютов ни у кого не было, не полагалось. Но вскоре выяснилось, что открытого огня нет, только сиденье бортрадиста оплавилось да сгорела основная рация.

Опытные лётчики сразу же переключились на резервный передатчик. Командование на земле, обнаружив, что самолёт снизился, и узнав, что во всём виновата шаровая молния, не поверило: горизонт чист, никаких грозовых фронтов, да и зима, в конце концов, мороз! Лишь после некоторого замешательства земля распорядилась вновь подняться на высоту 1200 метров и следовать на московский аэродром.

По прибытии на место назначения экипаж был допрошен, а следы пребывания шаровой молнии тщательно изучены. Официальный вердикт гласил: над территорией Вологодской области в рации произошло короткое замыкание, ставшее причиной небольшого пожара. В рассказы лётчиков о шаровой молнии просто не поверили...

Самолёт Пе-8 в годы войны использовался как бомбардировщик. | Рисунок с сайта look.com.ua

Смерть Георга Рихмана и другие кошмары

Про природу шаровой молнии спорят до сих пор, хотя история её наблюдений уходит в далёкое прошлое. Так, в 1638 году огненный шар диаметром под два метра учинил беспорядки в английской церквушке, причём 4 человека погибли, а 60 было ранено. Впрочем, вину за происшедшее возложили на высшие силы: мол, это была кара двум молодым людям, которые вместо молитвы играли в карты...

В шаровую молнию долго не верили и маститые учёные, включая Кельвина и Фарадея: они считали это оптической иллюзией. Впервые попытался проанализировать достоверные случаи появления шаровой молнии лишь француз Франсуа Араго в первой половине XIX века.

В 40-х годах XX столетия серьёзно изучал шаровую молнию выдающийся советский учёный Пётр Капица. Именно благодаря его исследованиям сейчас считается, что шаровая молния — это сгусток электрической энергии, клубок из плазмы, столкновение с коим может привести к взрыву.
Некоторые даже умудрялись воспроизвести шаровую молнию в лаборатории. Правда, не все при этом остались живы.

Так, в 1753 году действительный член Санкт-Петербургской академии наук Георг Рихман изобрёл прибор для наблюдений за атмосферным электричеством и во время грозы решил испытать его в лаборатории. Но когда Рихман запустил свою машину, из неё внезапно вылетел огненный шар и погубил учёного... Сам Михаил Ломоносов, обследовав место происшествия, напишет, что на лбу мёртвого Рихмана «осталось маленькое темно-малиновое пятнышко, его одежда была опалена, башмаки разорваны. Дверные косяки разлетелись в щепки, а саму дверь снесло с петель...»

На лбу мёртвого Рихмана осталось маленькое темно-малиновое пятнышко...

Важный момент: упомянутая шаровая молния возникла летом во время грозы. Но никто и никогда не описывал огненные клубки, появившиеся из ниоткуда среди ясной погоды да ещё зимой!

А между тем летом она и в наших краях не такой уж редкий гость. Так, в 2013 году даже федеральные газеты рассказывали о шаровой молнии, спалившей веранду жителя Череповецкого района, причём сам несчастный отделался ожогом. Но в тех местах проходил грозовой фронт...

Так, может, Аккуратов, будучи писателем, всё же чуть-чуть приукрасил лётное происшествие, и никакой шаровой молнии на борту Пе-8 в феврале 1946 года не было?

Во всяком случае, больше ни одной подобной «атаки» на самолёты над Вологодской областью не зафиксировано. «Нападавший» долго не заявлял о себе.

Поджидает новую жертву?..

470
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.