Силы небесные

№36 (1086) от 11 сентября 2018 г.

Как правило, священников отпраляют служить в те регионы, где они родились.

Иеромонаху отцу Никандру 31 год. Прошло уже три года, как он принял постриг. Таких, как он, на Вологодчине около полусотни. «Премьер» решил выяснить, что движет людьми, когда они принимают решение отречься от мира.

Повороты судьбы

Отец Никандр служит настоятелем архиерейского подворья Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни в Вологодском районе. Окончил техникум, потом горный институт в Петербурге. В юности, по его собственным словам, религиозностью не отличался. «Как и все, заходил в храм раз в год, на Пасху, освятить куличи», — вспоминает он.

Желание поступить в семинарию не было связано с крутым переломом в жизни. Оно вызревало в душе молодого человека постепенно, самым естественным образом. Во время обучения в Московской духовной семинарии, а затем и в Академии принял решение целиком посвятить себя Богу и принять монашеский постриг. По истечении пятилетнего искуса (так называют время, данное будущему монаху для испытания его решимости) в 2015 году принял постриг в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, крупнейшем монастыре России.

Даже близкие не всегда понимают мотивы людей, выбирающих этот путь. «Мои родители поначалу очень переживали. Но выбор мой приняли и теперь рады тому, как всё сложилось», — рассказывает отец Никандр.

Каковы же причины, которые сподвигают людей становиться монахами? «Это очень точно сформулировано ещё преподобным Иоанном Лествичником, византийским богословом, философом VI века, игуменом Синайского монастыря, — объясняет отец Никандр. — Во-первых, это великая любовь к Богу. Во-вторых, это удобство монастырской жизни. В-третьих, это желание спастись через покаяния от довлеющей тяжести совершённого греха».

Считается, что «удобство монастырской жизни» — причина самая распространённая. Речь идёт не о бытовых удобствах, а о том, что в монастыре человека, борющегося за спасение, окружает гораздо меньше соблазнов, чем в миру. Хотя это не означает, что их нет. Что касается третьего пункта (он самый редкий), то тут можно вспомнить в качестве примера фильм «Остров» Андрея Звягинцева, главный герой которого считал себя убийцей и замаливал свой грех.

Иеромонах отец Никандр в юности, по его словам, религиозностью не отличался.

Стремление понять

Мы беседовали с отцом Никандром в Прилуцком монастыре, в нескольких шагах от духовной семинарии, где как раз в этот день проводили приёмную кампанию, и он общался с семинаристами, поступавшими на очное и заочное отделения.

Учёба в семинарии — как прививка к будущей жизни священника. Всё по строгому расписанию. Подъём, завтрак, учёба, обед, подготовка к завтрашним занятиям, молитва, отбой. Изучение общегуманитарных дисциплин, языков, в том числе древних, истории Русской православной церкви, богословия, канонического права, Нового и Ветхого Заветов. Физический труд. И так год за годом.

В семинарию поступают самые разные люди, среди них встречаются и 18-летние юноши, и 50-летние мужчины. «Мы спрашиваем у поступающих, что привело их к Богу, почему они хотят у нас учиться, и убеждаемся, что высшие ценности остаются неизменными, — отмечает отец Никандр. — Человек всегда стремится понять, кто он, для чего родился? И желание служить Богу и людям неискоренимо. Разумеется, служить можно по-разному, в миру в том числе, место, форму служения может подсказать только человеческое сердце».

цифры

Сейчас в Вологодской области действуют шесть монастырей. Ещё пять архиерейских подворий имеют монастырский статус. В них живёт около полусотни монахов. Ещё сто лет назад только монастырей на той же территории было 134.

По пути кто-то отсеивается. Некоторые осознают, что не рождены стать священниками и, честно себе признавшись в этом, уходят, оставаясь, как правило, глубоко верующими людьми. Кого-то отчисляют за неуспеваемость или нарушение дисциплины. Но у кого-то в душе появляется желание чего-то большего. Выпускников ожидает распределение: как правило, служить люди отправляются в те регионы, откуда они родом. Постоянно возникают новые храмы и монастыри. Поэтому потребность в священниках ощущается до сих пор.

Казалось бы, за прошедшие десятилетия люди должны привыкнуть к постоянному присутствию Церкви, но многие испытывают культурный шок, видя священнослужителя в его облачении не в стенах храма, а в магазине или на приёме у врача. А ведь кажется, всё так просто. «Постоянно убеждаюсь, что жить для людей — здорово, — говорит отец Никандр. — И ещё я часто думаю: как же люди не приходят к идее Бога? Для меня это загадка».

Основанная в XVI веке Заоникиевская пустынь близ Вологды (Вологодский район, д. Лучниково) — одна из действующих древних обителей. В мае нынешнего года пустынь была восстановлена после почти ста лет забвения. В августе в ней состоялся первый монашеский постриг. Фото начала XX в. | Фото с сайта booksite.ru

528
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.