Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

20 декабря почти на 4 часа была парализована работа крупных торговых точек областной столицы.

Системная волна

№51 (1050) от 26 декабря 2017 г.

Что может быть хуже, чем лишиться возможности осуществлять торговлю в предновогодние дни? | Фото с сайта progorod43.ru

Вышли из строя кассовые аппараты системы онлайн сетей «Макси» и «Магнит», кроме того, остановили работу автозаправки «Лукойл» и «Газпромнефть».

Примерно на час «зависли» интернет-программы федеральных служб такси.

На прямой линии

Чтобы читатель понял, почему 20 декабря он не смог попасть в магазин, вернемся на несколько месяцев назад. В июле 2016 года был принят ФЗ №290 об онлайн-кассах, который внес изменения в положения ФЗ №54 о применении контрольно-кассовой техники. Все кассовые аппараты в 2017-2018 году должны перейти в режим онлайн и быть на «прямой связи» с налоговой инспекцией.

Информация о любой покупке в любой торговой точке немедленно поступает оператору фискальных данных, которые он передает в ФНС и одновременно передается в фискальный накопитель. Таким образом, система торгового оборота в стране стала абсолютно «прозрачной».

Переход на онлайн-кассы начался 1 февраля. С этого дня налоговая инспекция принимала на учет только модернизированную технику. С 31 марта на новое оборудование должны были перейти все продавцы алкогольной продукции. С 1 июля уже все без исключения торговые точки должны пользоваться онлайн-кассами. С 1 июля будущего года все ретейлеры — владельцы интернет-магазинов и предприниматели, оказывающие услуги населению (например, ремонт обуви или химчистки), — должны применять онлайн-кассы.

Варианта у продавца два: либо модернизировать старое оборудование (но далеко не все кассовые аппараты подходят для этих целей), либо приобрести новое.

Ведущим поставщиком онлайн-касс на российском рынке является компания «Штрих-М». Именно она и признала свою вину в том, что случилось 20 декабря.

От рассвета до заката

Сбой в работе онлайн-касс начался с Дальнего Востока. В 6 утра там перестали работать аппараты «Штрих-М». Кассы сами собой бесконечно перезагружались, продать товары не было никакой возможности.

Затем кассы перестали работать в Сибири, потом на Урале и наконец волна докатилась до Вологды, Москвы, а затем и до Калининграда.

Директор российской сети магазинов бытовой техники «DNS», которые работают и в Вологде, Дмитрий Алексеев назвал инцидент «страшным сном рителейров»: «Сейчас по всей стране, вслед за солнцем, изо всех магазинов несется мат. Ибо что может быть хуже, чем лишиться возможности осуществлять торговлю в предновогодние дни?»

Российские ретейлеры оценивают ущерб «системной ошибки» в 10 миллиардов руб­лей.

В Вологде в микрорайоне Бывалово жители не могли купить продукты ни в одном из близлежащих магазинов. Остановили работу сеть заправок «Лукойл» и «Газпромнефть», поступили сигналы из нескольких магазинов торговой сети «Магнит», временно прекратили работу 9 из 30 супермаркетов «Макси».

«Действительно, 20 декабря в работе магазинов произошел сбой из-за проблем с фискальными регистраторами, — подтвердила «Премьеру» представитель компании «Макси» Татьяна Шепелина. — Розничная сеть «Макси» тоже столкнулась с этой проблемой. У нас не работали в течение примерно четырех часов девять магазинов в Вологде и один в Череповце. К вечеру того же дня работа была полностью восстановлена».

День Х

Сегодня российские ретейлеры оценивают ущерб «системной ошибки» в 10 миллиардов руб­лей. Вологодские предприниматели сумму возможных потерь не называют.

Компания «Штрих-М» сделала официальное заявление о том, что сбой каким-то образом связан с датой «20.12.2017». Федеральная налоговая служба приняла беспрецедентное решение — разрешила продавцам временно не пользоваться кассовыми аппаратами, а Роспотребнадзор порекомендовал россиянам фотографировать процесс покупки товара на случай, если они захотят вернуть не подошедшую им вещь.

Официальный представитель компании «Штрих-М» в Вологде (фирма «А-Штрих») дал комментарий «Премьеру». «20 декабря с самого утра стали поступать звонки, — рассказала директор «А-Штрих» Ольга Уланова. — «Штрих-М» — лидер на рынке, ответственность огромная. Первые прошивки кассовых аппаратов в марте 2017 года не дали ошибки.

Ошибку выдала та техника, которая в авральном режиме устанавливалась к 1 июля из-за изменений федерального закона. Сейчас они устраняются. Видимо, именно дата — 20 декабря — и стала причиной программного сбоя».

Без эксцессов

Кроме того, Ольга Уланова пояснила, что на утро 21 декабря специалисты компании все еще работали на ликвидации последствий системной волны ошибок.
В свою очередь генеральный директор «Штрих-М» Андрей Журавлев в федеральных СМИ сделал заявление о том, что специалисты уже просчитывают варианты дальнейших возможных ошибок в системе.

«30 человек, специально обученных тестеров, сейчас сидят и все ситуации мыслимые-немыслимые пытаются воспроизвести, чтобы убедиться, что нет больше таких нюансов», — рассказал ТАСС Андрей Журавлев.

Ретейлеры в свою очередь надеются, что новогодние распродажи пройдут без дальнейших эксцессов.

479
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.