100 лет назад, в ту самую ночь, когда прозвучал вошедший в историю холостой выстрел с «Авроры» и свершилась Октябрьская революция, на борту легендарного крейсера были и наши земляки.

Соучастники

№42 (1041) от 24 октября 2017 г.

Уникальная фотография: крейсер «Аврора» на Неве у Николаевского моста 25 октября 1917 года.

Так получилось, что вологжане стали свидетелями и участниками практически всех этапов богатой событиями жизни знаменитого корабля, превратившегося в символ не только революции, но и рассвета новой России.

Ныне «Аврора» — объект культурного наследия и филиал Центрального военно-морского музея. Судьба у него счастливая по сравнению со всеми остальными историческими военными кораб­лями нашей Отчизны, либо потопленными, либо разрезанными на металл. В отличие от других именитых ровесников, «Аврору» и сейчас может посетить любой желающий — корабль поставлен на вечную стоянку близ Петроградской набережной в Петербурге. Его история — это история нашей страны.

Наследник утренней зари

Закладка ставшего легендой крейсера состоялась 23 мая 1897 года, а 11 мая 1900 года корабль был спущен на воду. Свое название — имя богини утренней зари — он получил в честь 56-пушечного фрегата «Аврора», который отличился в боевых действиях 1854 года при защите Петропавловска-на-Камчатке от нападения англо-французской эскадры.

Для того времени крейсер был могучим кораблем, превосходившим по своим характеристикам не только все отечественные, но и заграничные суда этого класса. Вооружение крейсера составляли 42 орудия различных калибров и три торпедных аппарата. Команда «Авроры» в то время состояла из 570 человек, среди них было 10 вологжан.

В годы русско-японской войны «Аврора» — в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. В начале октября 1904 года крейсер вошел в Корейский пролив, где располагался готовый к бою японский флот, а 14 мая 1905 года принял участие в Цусимском сражении.

В том бою участвовал и уроженец деревни Малое Васильевское Кадниковского уезда по фамилии Баскаков (имя неизвестно). Его рассказы о далеких морских странствиях, о том, как крейсер, подбитый японским снарядом, сумел своим ходом добраться до Филиппинских островов, любил слушать будущий писатель Константин Коничев и позднее написал об этом в своем очерке «Крейсер революции».

Перед началом Первой мировой на «Аврору» прибыли новобранцы Александр Белышев, Николай Лукичев, Сергей Бабин, Алексей Краснов, Константин Хаберев, Андрей Златогорский, Александр Неволин, Алексей Краснухин. С ними подружился Константин Душенов, родившийся 10 августа 1895 года в деревне Ивановское Спасской волости Вологодского уезда. Окончив сельскую школу, тринадцатилетний подросток уехал в Санкт-Петербург, чтобы зарабатывать себе на жизнь. В 1915 году его призвали на службу, а после подготовки во флотском экипаже и школе писарей назначили на крейсер «Аврора».

В октябре 1917 года именно Константин Душенов на одну ночь станет комендантом Зимнего дворца. Но мы забежали слишком далеко вперед.

Накануне

Мятежные настроения витали над «Авророй» уже с февраля 1917 года. В то время крейсер совмест­но с матросами ремонтировали рабочие Франко-Русского завода. Весть о победе Февральской революции в Петрограде вызвала у матросов небывалый энтузиазм, и они захватили корабль в свои руки — первыми на Балтийском флоте подняли на мачте красный флаг.

3 апреля (все даты приводятся по старому стилю) в Петроград из эмиграции возвратился будущий вождь новой революции Владимир Ильич Ленин. Среди встречавших его были и «авроровцы», в том числе Константин Душенов. А всего в то время в состав команды крейсера входило около 20 уроженцев Вологодчины, причем этот список, видимо, еще не полный.

Известно, что в то время на «Авроре» служили минер из Тотьмы Василий Александрович Двойнишников, рулевой Егор Павлович Кучин из Великоустюгского уезда, машинист Василий Павлович Моисеев, кочегар Андрей Николаевич Зинин. Из Грязовецкого уезда были призваны Алексей Дмитриевич Стригалев, Нестор Григорьевич Краплин. Из Сольвычегодского уезда пришел на «Аврору» Николай Николаевич Шибанов. В Череповецком уезде был призван Иван Иванович Серов...

12 мая 1917 года на завод, где шел капитальный ремонт крейсера, приехал Ленин. Вместе с рабочими большая часть команды крейсера слушала речь вождя о текущем моменте, многие после этого влились в ряды большевиков. Неудивительно, что в октяб­ре 1917-го крейсер стал опорой восставших.

Одна ночь — и вся жизнь

В сентябре 1917 года ремонт крейсера близился к завершению, и в октябре «Аврора» должна была выйти в море на испытания машин. Понимая значение крейсера в условиях подготовляемого городского восстания, большевики приказали «Авроре» оставаться на Неве.
В ночь на 25 октября Военно-революционным комитетом на «Аврору» была возложена задача восстановить движение по Николаевскому мосту, разведённому накануне юнкерами. При приближении «Авроры» юнкера оставили мост, а высадившиеся на берег корабельные электрики свели его, выполнив поставленную задачу.

К утру 25 октября в руках большевиков находились основные стратегические пункты и правительственные учреждения Пет­рограда. Оставалось захватить Зимний дворец; в случае отказа правительства сдаться большевики предполагали обстрелять его из Петропавловской крепости и с «Авроры», а затем взять дворец штурмом.

Начальник полевого штаба восставших Антонов-Овсеенко, прибывший на крейсер днём, отдал распоряжение, что по сигнальному выстрелу Петропавловской крепости «Аврора» даст пару холостых выстрелов из шестидюймовки. Одновременно с крейсера на берег сошли три группы моряков для поддержания порядка в городе, а по радио с «Авроры» было передано написанное Лениным воззвание «К гражданам России!».

В 21 час 45 минут с мачты Петропавловской крепости был дан условный сигнал «Авроре». Яркая вспышка озарила Неву — прогремел холостой выстрел из носового орудия «Авроры». Со всех сторон к Зимнему дворцу устремились цепи солдат и матросов, среди которых был и вологжанин Константин Душенов. В ту же ночь он был назначен комендантом Зимнего дворца.

Охраняемый им дворец был передан постоянной команде охраны в полном порядке. Моряки вернулись на корабль.

Вологодский матрос с «Авроры» Константин Душенов (на левом снимке он в мае 1917-го) был назначен комендантом Зимнего дворца. В 1935 году он стал командующим Северного флота (снимок справа), а позже репрессирован и расстрелян. Реабилитировали его лишь в 1955 году. А 12 августа 1965 года Константину Ивановичу Душенову было присвоено звание почетный гражданин города Североморска. Его именем названы улицы в Североморске, Полярном и Гаджиево.

 

| Фото с сайта smigf.ru

Константин Душенов участвовал затем в Гражданской войне, а в 1935 году стал командующим Северного флота. Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. В декабре 1937-го был избран депутатом Верховного Совета СССР, а 22 мая 1938 года... арестован по ложному обвинению в связи с начавшимися сталинскими репрессиями. 3 февраля 1940 года приговорён к смертной казни. Расстрелян на следующий день.

...Через три дня после той памятной ночи крейсер «Аврора» вернулся к Франко-Русскому заводу для окончания ремонта. Команда еще не подозревала, что навеки вошла в историю.

Маляр революции

Самым известным вологжанином на «Авроре» был почетный гражданин Вологды Пётр Николаевич Патрунов (1894-1982).

Сын кузнеца, он родился в Вологде, учился в приходском училище. В 10 лет был отдан учеником к сапожнику, с 1907 года работал посыльным при конторе вагонного цеха Главных железнодорожных мастерских Вологды. В 1908 году стал учеником подручного, а с 1913 года — подручным маляра. В 1915 году был призван на военную службу. Служил в Кронштадте, в 1-м Балтийском флотском экипаже. В 1915 году был отправлен на транспорте «Русь» в Гельсингфорс (ныне — Хельсинки) для обучения. С января 1916 года — на знаменитом крейсере «Аврора»: Патрунов служил в первой артиллерийской роте маляром и стал непосредственным участником событий 1917 года.

В феврале 1918 года вологжанин был демобилизован, вернулся в Вологду, работал маляром Главных железнодорожных мастерских в службе тяги. В 1919 году снова был мобилизован, уже на Гражданскую войну. Вернулся в 1922 году. 31 мая 1967 года бывшему матросу крейсера «Аврора» было присвоено звание почетного гражданина города Вологды. До последних дней своей жизни он принимал участие в общественной жизни.

 

 

Самый известный вологжанин-«авроровец» — почетный житель Вологды Петр Николаевич Патрунов (на фото слева). На фото справа - Кочегар крейсера «Абрек» Филипп Алексеевич Кузнецов, возможно, тоже участвовал в штурме Зимнего.

 

И другие...

Яков Николаевич Ананьин из деревни Орел Лентьевской волости Устюженского уезда служил на «Авроре» электриком. В ту памятную ночь ему было поручено обеспечивать бесперебойную работу электроприборов и энергосистем корабля, в том числе подачу питания на руль и на боевой прожектор, освещавший Зимний дворец.

Яков Николаевич служил на крейсере до марта 1918 года. После демобилизации вернулся в родную деревню и работал председателем Лентьевского волисполкома. Во время Гражданской войны участвовал в разгроме армии Юденича под Петроградом. В 1930 году был избран первым председателем в деревне Орел, в 1942-м — мобилизован и направлен на работу в шахты Кузбасса, но уже через год по состоянию здоровья был отпущен на родину. Умер в 85-летнем возрасте, до конца своих дней ведя общественную работу.

Для того времени крейсер был могучим кораблем, превосходившим по своим характеристикам не только все отечественные, но и заграничные суда этого класса.

В революционных выступлениях «авроровцев» принимал участие вологжанин Василий Пашалов. Его отец был участником Русско-японской войны и не вернулся на родину. Мать отдала сына в школу солдатских детей — иного выхода не было. Воспитываясь в лейб-гвардейском стрелковом полку, он научился играть на кларнете и валторне. Это и определило его дальнейшую судьбу. Василий Пашалов попал в состав оркестра прославленного крейсера.

В решающие дни Василию было поручено осуществлять связь с отрядом, посланном на охрану Смольного.

После демобилизации Василий Пашалов окончил школу рабочей молодежи, поступил в электромеханический институт, затем был переведен в институт инженеров промышленного строительства. Сооружал корпуса Ижорского завода, возводил оборонные сооружения под городами Пулково и Пушкин. В 1953 году приехал в Череповец и прожил в нем до конца жизни. Был начальником строительного управления «Коксохимстрой», начальником строительства комплекса коксовых батарей.

Не «Авророй» единой

Разумеется, об «авроровцах» — наших земляках уже не раз писали в вологодской прессе. Так, наиболее полное исследование
Т. Томиловской было опубликовано в «Красном Севере» 6 и 7 нояб­ря 1982 года.

А если взглянуть на те революционные события немного с другой стороны? Не будем забывать, что в октябре 1917 года еще продолжалась Первая мировая война — великая война, забытая война...

В моей книге «Вологодский край под сенью Георгиевского креста» (Вологда, 2014), рассказывающей о вологжанах — участниках Первой мировой войны, награжденных Георгиевскими крестами, к сожалению, только один моряк — Филипп Алексеевич Кузнецов, уроженец деревни Александровка Андогской волости Череповецкого уезда, служивший кочегаром 1-й статьи на крейсере пограничной стражи «Абрек». Георгиевский крест храбрый кочегар получил за тушение пожара при попадании немецкого снаряда в крейсер.

В октябре 1917 года крейсер «Абрек», как и «Аврора», по Неве вошел в Петроград, и его матросы приняли участие во взятии Зимнего дворца. Может быть, среди них был и Филипп Кузнецов?..

Из жизни крейсера «Аврора»
  • В августе 1944 года исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного корабля Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.
  •  
  • В октябре 1945 года «Аврору» предоставили в распоряжение съёмочной группы киностудии имени Горького для фильма «Крейсер «Варяг». «Аврору» «загримировали» под «Варяг»: устанавливали четвёртую, фальшивую, трубу, несколько 152-миллиметровых пушек, снимали с некоторых орудий щиты, сделали носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности.
  •  
  • 1 декабря 2010 года крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава Военно-морского флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея. Военный экипаж крейсера переформировали на штат численностью трое военнослужащих и 28 человек гражданского персонала.
  •  
  • 21 сентября 2014 года «Аврора» была отбуксирована в ремонтный док Кронштадтского морского завода Минобороны РФ для ремонта. Кстати, реставрацией крейсера руководил... бывший замглавы Вологды Илья Самарин (на фото), ушедший со своего поста после критики в сентябре 2012 года и перебравшийся в город Балтийск, где стал гендиректором 33-го судоремонтного завода.
  •  
  • Корабль вернулся на место вечной стоянки 16 июля 2016 года. По данным попечительского совета «Авроры», стоимость ремонта крейсера составила около 840 млн рублей, которые были направлены на обновление корпуса корабля и на создание новой экспозиции филиала Центрального военно-морского музея, действующего на «Авроре».
97
0
Еще статьи этого автора