Марина Чернова

e-mail: marinapremier2016@yandex.ru

Премьера Вологодского драматического театра – спектакль «Мольер» - интересна диалогом режиссера с публикой, яркими актерскими работами и… огромным количеством париков!

Страсти по Мольеру

№45 (1044) от 14 ноября 2017 г.

Олегу Емельянову в роли Мольера зрительный зал аплодировал стоя. | Фото с сайта cultinfo.ru

Любители истории могут определить пьесу Михаила Булгакова «Кабала святош», по которой в Вологодском драматическом театре поставлен «Мольер», как историческую хронику, как рассказ о последнем годе жизни драматурга.

Советские литературоведы именно так ее и оценивали, обвинив Булгакова в том, что поднятые им проблемы актуальны скорее для XVII века.

Сам Михаил Булгаков определял жанр пьесы как романтическую драму и не стремился к биографической точности. Михаил Афанасьевич сам перечислял вольности, допущенные им по отношению к историческим героям. Например, в отличие от сюжета «Мольера», где король Людовик открыто конфликтует с Мольером, в реальности отношения тирана и драматурга охладели постепенно.

В основе сюжета — возможная кровосмесительная связь Мольера (по незнанию) с собственной дочерью. Биографы факт не подтверждают, и такая отсылка к мифу об Эдипе, который по незнанию женился на собственной матери, говорит о том, что Мольер попал в положение древнегреческого героя, чья жизнь полностью зависит от воли несовершенных богов. В ситуации с Мольером в роли бога выступает «король-солнце» — Людовик XIV.

Аркадий Печкин показывает коварный склад ума архиепископа, который разыгрывает против Мольера многоступенчатую комбинацию. | Фото с сайта cultinfo.ru

Спаситель Горький

Сегодня считается, что пьеса — это скорее трагедия и относится она к реалистическому направлению. Михаил Булгаков закончил ее в 1929 году, и знакомые с жизненными коллизиями Булгакова понимали, что писатель перенес в новую пьесу свои отношения с вождем СССР. Сталину и Молотову была направлена записка, в которой разоблачался «тайный политический замысел» писателя: показать бесправие писателя при абсолютной монархии и диктатуре пролетариата.

По сюжету пьесы Людовик XIV запрещает мольеровского «Тартюфа», разрешая играть только смешные комедии, а Сталин Булгакову запрещал все пьесы, разрешая только «Дни Турбиных». Поэтому хотя сначала «Кабалу святош» разрешили к постановке, но уже спустя два месяца она попала под запрет цензуры.

Благодаря вмешательству Максима Горького премьера «Мольера» все же состоялась в 1936 году во МХАТе и имела большой успех. Горький фактически спас произведение Булгакова, назвав его искусной вещью, в которой каждая роль дает исполнителю солидный материал: «Он отлично написал портрет Мольера на склоне его дней. Мольера, уставшего от неурядиц его личной жизни и тяжести славы. Так же хорошо, смело и красиво дан Король Солнце, да и вообще все роли хороши… Отличная пьеса!»

Пласт за пластом

У Максима Горького получилось отвлечь внимание цензоров от того, что противостояние писателя и тирана проходит красной нитью сквозь сюжет, предостерегая творческих людей от заигрывания с властью. И сейчас «Кабала святош» — до сих пор одна из популярных пьес в театрах страны.

Одна из причин ее востребованности в том, что, кроме сложных взаимоотношений с властью, Булгаков показал конфликты Мольера с церковью и подчиненными, его запутанную личную жизнь и вывел тематику пьесы на иной уровень.

«Мне интересно, что в этой пьесе очень много героев-перевертышей. Архиепископ в определенные моменты становится дьяволом, кровосмеситель оказывается художником в сложный момент жизни, а король — просто человеком, который имеет право на собственные обиды, — рассказывает Зураб Нанобашвили, режиссер постановки. — Обратите внимание на ситуации, когда слуга Бутон ведет себя как настоящий друг Мольера, а пасынок становится Иудой».

Закон жизни

В версии режиссера спектакля грехи Мольера — это сама жизнь, и, столкнувшись с ее несправедливостью, драматург не может жить дальше. «Мне хотелось бы, чтобы зрители сами подумали, что явилось причиной трагедии Мольера», — говорит режиссер.

Олег Емельянов, сыгравший Мольера, рассказал, что быстро разобрался с париками главного героя. Оказывается, цвет париков менялся в зависимости от времени суток: утром — черный, днем — каштановый, а вечером — светлый. Самым сложным для актера было определить, как драматург мог общаться с королем: «Конечно, приходится додумывать. Но я уверен, что Мольер не был игрушкой в руках Людовика. Королю нужны подданные, как и он им, это — взаимный процесс. Просто цели граждан и государственных деятелей иногда совпадают, а иногда расходятся. Это закон жизни, вечное противоборство».

Роскошная сценография спектакля, работа над которым велась с мая этого года, отражает задумку автора постановки: и жизнь Мольера, и королевский двор — это театр, а люди в нем актеры.

«Мне хочется воспитывать своими спектаклями себя, зрителя, хочется, чтобы душа работала, и мы были в диалоге с публикой. Булгаков считает, что причина трагедии Мольера — судьба, но я с ним не согласен. Судьба — это Бог или судьба — все-таки это характер человека? На этот вопрос ответит сам зритель, и в этом ответе будет сущность зрителя, его мировоззрение, его интеллектуальная принадлежность», — говорит Зураб Нанобашвили.

114
0
Похожие статьи
  • 02 октября' 17 | Культура

    Вологодские театры подготовили для зрителей постановки на любой вкус.

    36
    0
  • 23 мая' 17 | Культура

    Новый спектакль Вологодского драматического театра «Один день из жизни сумасшедшего» предлагает зрителям почувствовать, что происходит с человеком, который не может смириться с реальностью.

    7
    0
  • 31 января' 17 | Кино/ТВ

    Фестиваль современного немецкого кино, который прошел в Вологде с 26 по 29 января, открыл публике Германию, где готовы смеяться над всем — от клинической депрессии до мира большого бизнеса.

    7
    0
  • 29 ноября' 16 | Кино/ТВ

    Жители Вологодской области прильнули к телеэкранам: канал НТВ в минувшее воскресенье показал двухсерийный фильм «Золотой транзит», снятый в Устюжне.

    8
    0
  • 11 апреля' 17 | Кино/ТВ

    Ко Дню космонавтики на экраны российских кинотеатров вышел фильм «Время первых». Для вологжан это особая премьера, ведь один из героев картины — наш земляк, летчик-космонавт Павел Беляев.

    60
    0