Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Театральный режиссёр Станислав Таюшев, некогда работавший художественным руководителем Вологодского драматического театра, 8 ноября отпразднует своё 72-летие

Тернистый путь Станислава Таюшева

№44 (1043) от 7 ноября 2017 г.
Из досье «Премьера»

Станислав Владимирович ТАЮШЕВ — театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств. Родился 8 ноября 1945 года в Саратове. Учился в Саратовском театральном училище имени Слонова. В 1974 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Работал главным режиссёром в Хабаровске, Ярославле, Казани. Ставил спектакли в Москве (театр имени Пушкина, театр имени Ермоловой, РАМТ), Саратове, Владивостоке, Новосибирске, Ульяновске, Туле, Тамбове. В 2006-2017 годах руководил Астраханским драматическим театром.

| Фото из архива Астраханского драматического театра.

Накануне дня рождения он вернулся в Вологду. О своём видении современного театра и о том, чем собирается заниматься в нашем городе, Станислав Владимирович рассказал корреспонденту «Премьера».

— Вы в Вологде проработали совсем немного…

— Да, недолго, всего один сезон. Ещё тогда, в 1993-м, мне понравился город, понравились люди, особенно после взбаламученной Москвы того времени. В Вологду я приехал по совету Бориса Гранатова, с которым вместе мы когда-то работали в ростовском ТЮЗе, а затем занимались в режиссёрской лаборатории у Анатолия Эфроса.

В Вологде меня окружили художники, к примеру, Михаил Копьёв, недавно ушедший, с которым мы сразу сдружились; Александр Баканов, он затем уехал из Вологды; сошлись мы и с Александром Савиным. Я сразу понял, что здесь очень интенсивная творческая жизнь. В театре же меня встретили настороженно, а те пьесы, которые я успел поставить, в то время не были близки вологодскому зрителю. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что не совсем верно выбрал тактику поведения в театре, что я тогда не был внутренне готов для Вологды.

— В чём же Вы разошлись с вологодским зрителем?

— Перед переездом в Вологду я был на гастролях в Германии. Мы объездили всю страну, и я заметил, что в каждом городе идёт спектакль «Лулу» Франка Ведекинда. Для немцев это классика. Я тогда считал, что нужно делать в Вологде уникальный репертуар, ставить пьесы, которые нигде не идут. И поставил «Лулу». Репетировал «Испанскую балладу» по роману Фейхтвангера, но не выпустил, уехал... Всё это можно делать, но это не соответствует нашему менталитету, запросам и чаяниям зрителя.

С Вологдой мы расстались мирно. Затем много лет я ездил по разным городам, ставил спектакли в Ярославле, Саратове, Курске, Ульяновске, Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Новосибирске…

— Кстати, о Новосибирске. У вологжан сейчас особый интерес к этому региону после переезда туда экс-мэра Андрея Травникова. Что это за город, каким его увидели Вы?

— Это очень красивый, масштабный город. Новосибирск стремился быть третьей столицей и во всём старался подражать Москве и Петербургу. В Новосибирске я поражался влиянию авангарда буквально на всё, да ещё и в особом новосибирском прочтении, а мне это уже было чуждо. Каков Новосибирск сейчас — понятия не имею, но, думаю, там мало что изменилось в этом смысле.
В то время я заболел другой идеей: идеей классического русского театра. Когда меня пригласили руководить Астраханским драматическим театром, я сумел осуществить эту программу. Мы поставили гоголевского «Ревизора», толстовскую «Анну Каренину», «Отчаянного игрока» по поэме Лермонтова «Тамбовская казначейша» (пьесу, кстати, написал мой сын Андрей). Были спектакли по пьесам Островского «Лес», «Последняя жертва», «Без вины виноватые», по пьесам Чехова «Чайка», «Медведь», «Предложение». Чехова мы затем показывали в Париже.

Моё полное убеждение, что нужно ожидать новой эпохи отечественного театра, но новый театр в России начнётся с приходом новой драматургии.

В Астрахани мне удалось сделать то, что не получилось в Вологде, чем я внутренне горжусь. И когда я это сделал, сказал себе: «Хватит». Потому что дальше бы последовала фаза застоя, которого я хотел избежать. Моим последним спектаклем стала написанная мною же историческая драма «Князь Владимир», после которого я и поставлю точку. Очень важно вовремя уйти. В этом нет ничего конфликтного и ничего болезненного. Я долгое время мечтал вернуться в Вологду, ведь здесь живут моя жена, мои дети, внук. Теперь я хочу дышать свежим воздухом и читать книги, которые всегда были главным увлечением после театра.

— Вы родились в Саратове и там же начинали свою творческую деятельность. Вы ведь и первый свой спектакль поставили именно там?

— Кстати, я недавно подсчитал, что проработал режиссёром ровно пятьдесят лет. Начал работу над первым в моей жизни спектаклем в октябре 1967 года, а поставил точку в октябре
2017-го. Мы ставили «Из жизни насекомых» Карла Чапека. Я только-только вернулся из армии, почти сразу в октябре 1967 года начались репетиции, а артистами были студенты Саратовского театрального училища. По тем временам это был авангард, я подражал театру на Таганке. Премьера прошла весной 1968-го...

— А танки в Прагу ввели в августе...

— И уже после этого меня вызывали в КГБ, спрашивали, почему выбрал именно эту пьесу именно этого автора, почему не советского. Но я жил по своим чисто человеческим законам, политика меня не касалась, да и пьесу выбрал совершенно случайно. Спустя год после этой истории я поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, затем окончил его и уже с полным правом начал работать.

— Упомянутый Вами театр на Таганке был в то время действительно одним из передовых — современные авторы, актуальные пьесы. А что происходит с современной драматургией сегодня?

— Нужно понимать, что сейчас больше нет такого явления, как советский театр. То, что в восьмидесятые годы было прогрессом, сегодня уже сошло на нет. Моё полное убеждение, что нужно ожидать новой эпохи отечественного театра, но новый театр в России начнётся с приходом новой драматургии. В мои молодые годы театр ставил в основном современную драматургию. Сам ставил, в первую очередь, Рощина, Арбузова, Розова, Мережко… Читатель возразит, что есть уже зарекомендовавшие себя молодые авторы. Но они пока не стали явлением: то ли Россия не дозрела до них, то ли они сами не дозрели...

100
0
Похожие статьи
  • 15 августа' 17 | Увлечения

    Актриса Театра для детей и молодежи Катерина Чаукина организует выставки-ярмарки мастеров. Дизайн-маркет «Красный BAZAR», который неделю назад с успехом прошел в Вологде, — дело рук Кати и ее коллег.

    13
    0
  • 25 июля' 17 | Культура

    Актеров и режиссера Нового художественного театра из Челябинска Вологда поразила культурой меценатства и активными зрителями, которые после спектакля «Бесы» собрались обсудить увиденное.

    7
    0
  • 02 февраля' 16 | Кумиры

    Почему Олеся Железняк хочет переехать в Вологду на ПМЖ?

    11
    0