Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Точка возврата

№48 (1098) от 4 декабря 2018 г.

Ритейлеры диктовали свои условия, предпочитая продукцию с длительным сроком хранения. | Фото с сайта svis-cge.grodno.by

Спустя 5 лет производители и ритейлеры наконец нашли компромисс в вопросе о возврате продукции.

Закон, запрещающий торговым сетям возвращать поставщику нереализованные продукты, прошел третье чтение в Государственной думе.

И, несмотря на то, что на момент подготовки этой публикации он еще не был подписан президентом, уже можно говорить о победе российских промышленников. Или… нельзя?

Субсидии на помойку

Инициатором закона стал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский. При этом чиновник не был голословен, а подкрепил инициативу довольно впечатляющей статистикой.

«Государство сегодня тратит на финансовую поддержку агропромышленного сектора 246 миллиардов рублей в год, а сети, по их же собственным подсчетам, возвращают продуктовыми товарами поставщикам порядка 300 миллиардов рублей, — заявил Сергей Лисовский. — Получается, что все усилия бюджета перекрываются, поддержка АПК становится бессмысленной».
На самом деле благодаря финансовой поддержке только за первый год действия санкций вологодские пищевики увеличили выпуск собственной продукции на 17%. За три года этот показатель вырос до 20%. С 1 января 2017 года программа субсидирования аграрной сферы стала еще доступнее. Теперь выдача льготных кредитов сельхозпроизводителям идет напрямую через банки. Например, в 2017 году в пилотный проект на получение таких субсидий вошли 11 вологодских предприятий, в том числе АО «Учебно-опытный молочный завод» и ООО «Вологодский комбинат хлебопродуктов».

То есть вроде бы созданы все условия: производить и продавать. Но…

Скрытые возвраты

Ритейлеры диктовали свои условия, предпочитая ставить на полки продукцию с длительным сроком хранения. Не раз сообщалось и про случаи злоупотребления со стороны «федералов», когда из-за неправильного хранения на складах продукция портилась и возвращалась поставщику под предлогом того, что был изначально произведен некачественный продукт.

«Руководство сетей в обязательном порядке требует от производителей не только низкую цену на продукт, но и долгие сроки его хранения, что заставляет применять в производстве вредные для здоровья консерванты, заменители или сырье низкого качества, — пояснил финансовый директор ЗАО «Вологодский хлебокомбинат» Сергей Николаев. — Но вологодские производители не хотят соблюдать эти условия и работать во вред покупателю! А сети тянули с перезаключением договоров».

Ритейлеры парировали: проблема характерна только для производителей хлеба, в целом же доля непроданного товара незначительна. И… продолжали возвращать нереализованную продукцию, перекладывая убытки на плечи производителей.

«Возвраты в сфере мясопереработки в Вологодской области действительно не так высоки, — рассказал «Премьеру» один из руководителей крупного мясокомбината. — Но не потому, что сети это не продают. Во-первых, наша продукция — колбаса и колбасные изделия — дорогая. Во-вторых, в России очень много производителей. Сегодня мощности по переработке мяса превышают потребности. Людям просто не съесть столько, сколько производят все российские мясокомбинаты, цехи и различные хозяйства вместе взятые. Ну и третья, главная причина невысоких возвратов в том, что вологодские мясопроизводители занимают на полках в федеральных торговых сетях меньше 20 %. Отсюда и низкая статистика возвратов по области. А если взять по стране? Возвраты, как и ущерб промышленности, огромный».

«Мы поднимали этот вопрос на совещании, — прокомментировал «Премьеру» заместитель начальника Департамента экономического развития Вологодской области, начальник управления торговли Дмитрий Антонов. — И рекомендовали торговым сетям откорректировать заказ, чтобы не возникало такой ситуации. Сегодня принят федеральный закон, и это, конечно, очень хорошо».

Инициатором закона стал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский. | Фото с сайта council.gov.ru

Последний бой?

При этом большие партии возврата были в основном у федеральных торговых сетей. Местные продавцы, у которых основную часть мясо-молочной и хлебобулочной продукции занимают вологодские производители в силу близости предприятий, работают на договорных условиях напрямую.

«Мы выстраиваем с поставщиками политику работы без возвратов и заинтересованы в предложении покупателям продукции, в том числе и с короткими сроками годности, — рассказала «Премьеру» официальный представитель компании «Макси» Татьяна Шепелина. — К слову, длительный срок хранения не является показателем присутствия или отсутствия консервантов. Это достигается за счет использования современных технологий, исключающих контакт с воздухом и попадание в продукт бактерий. Мы грамотно отслеживаем заказы, осуществляем поставки скоропортящихся продуктов (например, молока, хлеба) ежедневно, что позволяет работать без возвратов. К тому же мы делаем акцент на работу с местными поставщиками, а это значит ежедневные поставки продукции».

Таким образом, новый закон влияет в большинстве случаем только на работу с федеральными ритейлерами.

«Это был настоящий бой, — говорит Сергей Николаев. — Многолетняя война. Выиграли ли мы ее, еще большой вопрос. Если будет обеспечен надлежащий контроль за соблюдением законодательства — да. Эта функция возложена на антимонопольную службу. С другой стороны, сети могут прописать в новых договорах какие-то дополнительные условия, а поставщики будут вынуждены с ними согласиться».

Торговая сеть «Магнит» в своем официальном комментарии уже сообщила, что не приветствует подобных ограничений.

«Компания считает, что участники рынка должны иметь возможность самостоятельно определять форму работы, поэтому наиболее эффективным вариантом взаимодействия является саморегулирование отрасли, — говорят в одной из крупнейших федеральных торговых сетях. — На долю товаров со сроком годности до 30 дней приходится значительная часть продовольственной продукции розничной сети «Магнит» — около 70 % от всего ассортимента. Наибольшую долю продукции, которая возвращалась поставщикам, составляли хлебобулочные изделия. В 2017 году «Магнит» совместно с производителями и другими федеральными сетями добровольно отказался от возвратов этой продукции. Опыт отказа от возврата хлеба показал, что к каждому поставщику необходим индивидуальный подход из-за особенностей логистики, производственного цикла, ассортиментной политики. Возвраты в других категориях незначительны и осуществлялись только при наличии просьб со стороны поставщиков. В связи с изменениями в законодательстве для работы с этими производителями, возможно, потребуется пересмотр объемов заказов и частоты поставок».

Так или иначе, а через полгода все договоры о поставках в сетевые магазины должны быть перезаключены с учетом принятого закона. Какие условия будут прописаны в договорах и отразится ли это на цене товаров для нас, покупателей, покажет время.

176
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.