Юлия Лаврова

e-mail: nasta71@yandex.ru

Дочерняя компания ОАО «РЖД» требует у правительства Вологодской области повысить тарифы на пригородные электрички

Вторая волна

№48 (1047) от 5 декабря 2017 г.

В 2015 году ситуация с отменой электричек вызвала негодование привыкших к этому транспорту пассажиров. | Фото из архива «Премьера»

Похоже, «война» за электрички, разгоревшаяся в 2014 году между региональной властью и АО «Северная пригородная пассажирская компания», которую удалось остановить только президенту Владимиру Путину, вновь набирает обороты.

Железнодорожники обратились в Вологодский областной суд с требованием пересмотреть тарифы на пригородные перевозки в сторону увеличения.

«Вы что, с ума сошли?»

Напомним, 1 января 2015 года в Вологодской области, а также еще в ряде субъектов РФ случился транспортный коллапс. Руководство РЖД отменило все пригородные железнодорожные перевозки. Причиной стали долги региона из-за установленного Вологодской областью тарифа, который был экономически невыгоден перевозчику.

«По версии РЖД, область должна компенсировать убытки пригородной компании. Требования компании измеряются сотнями миллионов рублей в год, мы их принять не можем, поскольку они необоснованны. Мы готовы компенсировать межтарифную разницу в объеме 22 миллионов рублей, но РЖД эта сумма не устраивает», — пояснял тогда губернатор Олег Кувшинников.

Поскольку в подобной ситуации оказались еще ряд российских регионов, их главы сделали ряд резких заявлений. «85% в структуре себестоимости пригородных перевозок — это аренда подвижного состава, его обслуживание и ремонт. Почему эти расходы должны ложиться нагрузкой на бюджет региона?

Особенно если учесть, что ежегодно эти расходы увеличиваются в геометрической прогрессии, при этом прозрачность этих расчетов вызывает большие сомнения», — очень доходчиво объяснил тогда губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.

Возобновлено железнодорожное пригородное сообщение было только 6 февраля 2015 года после того, как в ситуацию вмешался президент России, произнеся свое знаменито-эмоциональное: «Вы что, с ума сошли?»

Экономика доводов

Организация пригородных, в том числе и железнодорожных, перевозок находится в пределах полномочий субъектов РФ, то есть каждый регион самостоятельно делает заказ на транспортное обслуживание населения. Вологодская область не исключение. Наше правительство ежегодно определяет объем пригородных перевозок, затем Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования устанавливает два тарифа: экономически обоснованный и для населения.

Здесь необходимо отметить, что именно включает в себя так называемый экономически обоснованный тариф. Согласно данным УФАС по Вологодской облас­ти, в расчет в том числе входит аренда подвижного состава, то есть собственно вагоны, в которых мы ездим. В 2016 году она составила более 17 миллионов рублей.

Сейчас на пригородных маршрутах в Вологодской области задействовано 16 электричек.

Далее следуют услуги железнодорожной инфраструктуры — это порядка 786 тысяч рублей в год. Плюс собственные расходы пассажирской компании, например, перевозка работников, оплата отпусков, заработная плата и т.д. При этом, к примеру, стоимость арендной платы может повышаться по решению ОАО «РЖД» (что и было сделано в марте 2016 года, когда ставку арендной платы подняли сразу на 4,1%).

Все это — огромные деньги. Поэтому для населения устанавливается другой тариф, а разницу между ними компенсирует перевозчику областной бюджет.
Сейчас на пригородных маршрутах в Вологодской области задействовано 16 электричек. Из них 8 поездов в направлении Череповца, Буя, Вожеги идут круглый год, еще 8 курсируют в рамках летнего расписания. На уже перечисленных направлениях работают дополнительные составы, плюс запускают электричку на Данилов. Каждый вагон, согласно расчету, везет по 20 человек.

В 2016 году экономически обоснованный тариф, утвержденный Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, был равен 4 рублям 61 копейке с одного километра, а тариф для населения — 2 рублям 64 копейкам.

Как пояснили «Премьеру» в правительстве Вологодской области, сумма субсидии на компенсацию потерь в доходах АО «Северная пригородная пассажирская компания» составила в прошлом году 56 миллионов 872 тысячи рублей.

Точка безубыточности

АО «Северная пригородная пассажирская компания» еще в 2016 году пыталась оспорить экономически обоснованный тариф. В мае перевозчик обратился в УФАС Вологодской области, а затем и в Вологодский областной суд. В качестве доводов были использованы в том числе решение ОАО «РЖД» о повышении ставки арендной платы подвижного состава, заниженные, по мнению компании, расчеты о стоимости услуг инфраструктуры, величина собственных расходов и другие показатели. Однако обе претензии инстанциями были отклонены.

13 декабря 2016 года Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области издает новый приказ о тарифах на перевозки на 2017 год. Экономически обоснованный тариф по сравнению с прошлым годом вырос на 9 копеек и составил 4 рубля 70 копеек с километра, тариф для пассажиров вырос на 10 копеек — до 2 рублей 74 копеек с километра.

Однако перевозчики вновь не согласились с расценками и обратились в Вологодский областной суд. «Транспортная компания не согласна с размером тарифа, установленного департаментом на 2017 год, — 4,70 руб. за один пассажиро-километр, — пояснили в пресс-службе областного суда. — АО «Северная пригородная пассажирская компания» полагает, что уровень тарифа занижен, поскольку необоснованно исключена часть экономически обоснованных затрат общества. Тем самым нарушаются права компании на обеспечение деятельности на безубыточном уровне».

Первое судебное заседание назначено на 5 декабря. К сожалению, пока неизвестно, к каким доводам в этот раз намерен апеллировать перевозчик. На наш запрос компания на момент подготовки материала не ответила.

143
0
Похожие статьи
  • 16 февраля' 16 | Экономика

    Счета за отопление квартир вологжан в январе выросли в среднем наполовину. Теперь придется отдать коммунальщикам существенную часть своих зарплат и пенсий: в некоторых квитанциях сумма за тепло выше 5 тысяч рублей.

    15
    0
  • 11 апреля' 17 | Экономика

    Вологодская область и Северная пригородная пассажирская компания впервые заключили договор на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом на три года.

    6
    0
  • 22 августа' 17 | Экономика

    Как формируется тариф на воду и водоотведение?

    10
    0
  • 09 февраля' 16 | Экономика

    Информация о том, что в Вологодской области могут увеличить тариф на питание школьников, не подтвердилась. В областном бюджете на это просто нет денег.

    6
    0
  • 07 февраля' 17 | Экономика

    Должников по квартплате будут предупреждать об отключении услуг только один раз. Коммунальщики считают, что это значительно отразится на платежной дисциплине.

    8
    0