Елена Литвинова

e-mail: e.ltv@bk.ru

Вологжане жалуются на плохую работу общественного транспорта.

Взять штурмом!

№49 (1048) от 12 декабря 2017 г.

Вологда, пожалуй, единственный город в стране, в котором троллейбусный парк вместе с контактной сетью был приватизирован. | Фото Дениса Краснова из архива «Премьера»

В последние месяцы горожане отмечают серьёзные перебои в его работе. Нарекания касаются как частных, так и муниципальных пассажирских перевозок.

Время ожидания

Одна из главных проблем, которую называют горожане, — постоянные сбои в графиках работы автобусов: время ожидания на отдельных маршрутах составляет 30-40 минут.

«Все мы, по сути, пассажиры какого-то одного маршрута, — рассказывает вологжанка Татьяна Васильева. — На нем утром едем на работу, вечером — обратно. Поэтому работу автобусов, так сказать, на заданном маршруте, мы знаем от и до. И, когда мне коллеги рассказывают, как по 40-45 минут они ждут своего автобуса, я им верю. Сама практически всю осень промерзла на остановках в ожидании автобуса 20-го маршрута. Еще в прошлом году таких накладок не было».

Действительно, в часы пик на остановках Вологды скапливается так много людей, поэтому, когда подходит автобус, зайти в него могут лишь самые сильные и ловкие. «Я работаю в школе, расположенной в центре, а живу на улице Ленинградской. Первый урок начинается в 8.30, а значит, в школе мне нужно быть как минимум в 8.10 утра. В последнее время на остановке я стою с 7.10 и не всегда могу забраться в автобус — народу битком. И это при условии, что мне подходят четыре маршрута автобуса и один троллейбус», — продолжает педагог Наталья Седова.

Особенности движения

Такие истории вологжане рассказывают «Премьеру» в еженедельном режиме. А больше всего горожане недовольны работой перевозчиков на 1, 14, 16, 18, 20, 45 и 48 маршрутах. С просьбой объяснить, что происходит на дорогах Вологды, мы обратились непосредственно к тем, кто занимается перевозками пассажиров.

Муниципальное предприятие ПАТП-1 на данный момент обслуживает 16 маршрутов. По словам представителя дирекции МУПа, ежедневно на линию они выводят не менее 100 машин. Эта цифра определена специалистами администрации города с учетом анализа пассажирского потока. Получается, что по городу ежедневно курсирует в два раза больше, нежели нужно автобусов. Почему же тогда пассажиры не довольны?

Сергей Мальцев, директор некоммерческого партнерства «Перевозчики пассажиров г. Вологда» (НП «ППВ»), толчею на остановках и переполненные автобусы объясняет особенностями организации движения в областной столице.

«Вологде очень не хватает двух дополнительных мостов, которые столько лет обещают построить: в створе улицы Пугачева — там, где расположен Ледовый дворец, — и Некрасовского. Они бы не только разгрузили заречную часть города, но и пассажирам не пришлось бы колесить по городу, они смогли бы напрямую из своих районов выезжать на другую сторону реки. А в результате что мы имеем? В час пик часть автобусов встает на мосту 800-летия, часть — в туннеле при въезде-выезде с улицы Конева, часть не может прорваться на Ленинградку через узкий створ улицы Октябрьской. Люди стоят на остановках и ждут. А ведь мы ежедневно выпускаем на свои маршруты 97% нашего парка машин. Всего у нас 126 автобусов, значит, где-то 120-123 машины каждый день заняты в перевозках. В идеале на таких загруженных маршрутах, как 48-й, в утренние часы автобус может подходить к остановке каждые 5-8 минут, потому что на эту линию мы выпускаем 18 машин. Более того из них 5 «гармошек», которые могут одновременно перевезти 150 человек», — рассказал Сергей Мальцев.

Одна из главных проблем, которую называют горожане, — постоянные сбои в графиках работы автобусов. | Фото Марии Жаренковой из архива «Премьера»

Вынужденная мера

На сбои в работе кивают и ПАТП-1, и частники. Где-то машина сломалась, сошла с маршрута, и это сразу ударило по пассажирам, а где-то в силу объективных причин машину просто приходится снимать с маршрута.

«Если взять ситуацию с 20-м маршрутом, на который в последнее время много было жалоб, так здесь действительно машин на линии работало мало, — поясняет Сергей Мальцев. — Это была вынужденная мера. Мы покупали новый ЛиАЗ — сочлененный автобус, который в народе называют «гармошкой». Для покупки, необходимо было сделать первый взнос. Чтобы найти на это средства, продали старые автобусы с 20-го маршрута. Их отсутствие и заметили вологжане. Но теперь, когда «гармошка» курсирует по 48-му маршруту, ПАЗы, работавшие на нем раньше, мы перебросили на 20-й. В последние 10 дней, как мы видим, ситуация нормализовалась».

В идеале на таких загруженных маршрутах, как 48-й, в утренние часы автобус может подходить к остановке каждые 5-8 минут.

Кроме того, как известно, не все маршруты рентабельны. Но, так как пассажирские перевозки — это социально ориентированный бизнес, приходится обслуживать и те, где пассажиров за весь день едва наберется человек 100. К примеру, как на 1-м или 11-м маршрутах. Здесь за рейс, бывает, проезжает два человека, поэтому на линии работает не больше двух машин, и пассажирам нужно учитывать этот факт, планируя свои поездки.

Есть идея

Еще одна из причин наметившегося транспортного коллапса — сокращение доли троллейбусных перевозок. Еще 10 лет назад вологжан перевозили около 90 троллейбусов, сегодня, по словам сотрудников предприятия, на линию едва удается выпустить 23-25 — парк машин катастрофически изношен.

По словам мэра Сергея Воропанова, Вологда, пожалуй, единственный город в стране, в котором троллейбусный парк вместе с контактной сетью был приватизирован. Сейчас предприятие, которое раньше обладало этим имуществом, — банкрот. Городским властям пришлось взять в аренду и контактную сеть, и троллейбусы. Как дальше будут развиваться события, пока не совсем понятно, поскольку и сеть, и машины находятся в конкурсной массе.

«Мы надеемся, что сохраним троллейбусы. У меня есть предложение для решения этого вопроса, которое я уже обсудил с губернатором. И если удастся реализовать эту идею, то прорыв произойдет. Не буду говорить подробнее, в этом направлении нужно еще работать», — заявил мэр в интервью медиацентру.
Кроме того, в администрации областной столицы пока еще не отказались от идеи создания в Вологде единого автобусно-троллейбусного предприятия. А пассажирам остается надеяться, что в самое ближайшее время ситуация с перевозками придет в норму.

402
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.