Елена Литвинова

e-mail: e.ltv@bk.ru

В Вологодской области православные своими силами не только возвращают к жизни разрушенные и заброшенные храмы, но и строят новые.

«Живёт в сердцах надежда…»

№41 (1040) от 17 октября 2017 г.

Новоустроенный деревянный однопрестольный кадуйский храм возвели на пожерт­вования жителей поселка и средства, выделенные администрацией района.

Эта традиция в России не нова. Подобная практика применяется не один десяток лет. К слову сказать, в большинстве своем те храмы, что сегодня восстанавливаются, и изначально были построены всем миром — на средства прихожан.

Восстановление храма — это возрождение источника православной веры и культуры наших предков, которые жили на этой земле. Так что вполне логично, что и сегодня оно ведется силами и средствами местных общин.

Где-то дело идет быстро, где-то — растянулось не на одно десятилетие. Да и сами церкви разные: в деревянных храмах затраты меньше, а в каменных — значительно больше. Но работа идет постоянно, и люди по крупице восстанавливают то, что было построено дедами и прадедами.

Введенский Ромашевский храм (Тарногский район)

Ранее в Вологодской области существовало 22 деревянных храма, на сегодня в разной степени сохранности осталось всего три. Введенский Ромашевский храм — один из них. Построенный в 1767 году, он считался собором (центром местной общественной жизни), и местный священник был главным над всеми священнослужителями Кокшеньги.

Так когда-то выглядел Введенский  Ромашевский храм. Сейчас от него, по сути, сохранился только периметр: окна, шатер и восьмерик утрачены, крыша и перекрытия обвалились.

За два с половиной века облик Введенской церкви несколько раз менялся — здание перестраивалось и обновлялось. В советское время храм не был разрушен, но шатер и главы снесли, а само здание приспосабливали то под клуб, то под зернохранилище.

В 2009 году директор Ромашевской начальной школы — детского сада Александра Пешкова возглавила инициативную группу по восстановлению храма. Сначала на общем собрании ромашевцы решили, что восстановление собора — дело трудное, и проще построить новую часовню. Заказали проект, выбрали место и начали сбор средств. Но в Вологодской епархиальной комиссии, куда привезли проект часовни на утверждение, инициативной группе предложили подумать: «Новая часовня или старый храм?» Провели еще один опрос и решили восстанавливать. Открыли счет для сбора пожертвований, которые хоть и медленным ручейком, но потекли в фонд храма.

Неожиданно обнаружили для себя, что желающих помочь хватает, и не только в Вологодской области, но и по всей России. Калининградцы помогли с продвижением группы в сетях, челябинцы бесплатно сделали сайт, вологжане помогают искать реставраторов, спонсоров, делают сувениры с изображением храма для продажи.

Соборный храм — знаковое место не только для духовной жизни общины, но и экономический фактор: в местах, где располагались соборные храмы, устраивались ярмарки.

Московский архитектор Андрей Бодэ осмотрел храм, разработал тактику реставрационных работ и будет бесплатно консультировать в дальнейшем. Семейная пара из Вологды, никому в Ромашеве не знакомая, изготовила для храма 12 новых окон. Но очень нужна помощь волонтёров. На летний период в селе есть временное жилье, в котором смогут остановиться те, кто приезжает помочь.

Откликнулась на призыв и бригада реставраторов из Архитектурно-этнографического музея Вологодской области «Семёнково». Денег, которые были накоплены, не хватило бы на оплату их работы, но чудом нашелся человек, готовый взять на себя огромные расходы на реставрацию. Огромную помощь оказывают и сами прихожане, регулярно собираясь на субботники по восстановлению храма. Последний — 107-й — прошел в прошлые выходные.

Несмотря на то, что сделано много, нужны немалые финансовые, материальные и трудовые вложения, чтобы возродить главный храм древней Кокшеньги.

Контакты

• 8-921-143-84-66 — Александра Пешкова.

• Карта Сбербанка 639002129011094539

Храм преподобного Филиппа Ирапского (Кадуйский район)

В этом районе, как и по всей Вологодской области, церквей всегда было много, а в самом Кадуе, как это не удивительно, — ни одной. Местные верующие ездили в храмы Череповца или собирались для богослужений на квартире у кого-нибудь из общины.

В 1992 году по просьбе представителей общины местная администрация в здании районного дома культуры выделила комнату для богослужений. Там и была отслужена первая кадуйская литургия. Община окрепла, и уже через год в Кадуе появился свой приход, названный Богоявленским. Дело было за храмом. Власти выделили земельный участок, осенью 1994 года на месте будущего храма установили закладной камень, и началось строительство. Кадуй — еще одно подтверждение, что строить легче, чем реставрировать: четыре года спустя храм освятили в честь кадуйского святого — преподобного Филиппа Ирапского.

Храм получил в дар от Вологодского землячества четыре колокола, и теперь в православные праздники их мелодичный звон слышен далеко. При церкви работает православная библиотека, действует воскресная школа, где взрослые и дети постигают христианские истины.

Кумзерская церковь Флора и Лавра (Харовский район)

Село Кумзеро имеет долгую историю: первые письменные упоминания о поселении относятся к XVI веку. Из них и известно, что места это были богатые и торговые, где по традиции проводились большие праздники и ярмарки.

Ярмарочные ряды располагались в центре Кумзера, с северной стороны от церкви Флора и Лавра, и были огромными: тянулись до 1,5 км в одну сторону и до 1,5 км в другую. Храм при таком соседстве тоже процветал.

Когда-то эта летняя церковь, поставленная на крутом берегу смыкающихся через протоку озер, была особой гордостью села. Но позже как зимняя часть — престол Спасителю, так и летняя — престол святым угодникам Флору и Лавру — обветшали.

Собор Флора и Лавра, начав строить в середине XIX века, возводили долгих 40 лет: многие прихожане, жертвовавшие на него, так и не дожили до окончания строительства. Строили вручную, используя лошадей. Колокола отливались на берегу озера. До сих пор сохранилась яма от большого колокола, это место называется Фарафонтова гора.

Строили храмы на средства, добровольно пожертвованные жителями. Известен такой факт: две женщины ходили пешком два раза в Киев собирать пожертвования. Уходили ранней весной и возвращались осенью, изнашивая при этом по три пары обуви.

Законченный в 1897 году, собор Флора и Лавра недолго радовал глаз своим неовизантийским стилем, редким для нашего севера. Через 40 лет он стал приходить в запустение. Последние ярмарки здесь прошли в середине 30-х годов прошлого века, да и атеизм, поднятый на знамена советской власти, не способствовал укреплению церковных общин. В общем, к началу нового XXI века вместо процветающего храма посреди села стояла разрушенная временем и людьми церковь.

И лишь в 2012 году, после долгого советского лихолетья, храм стали восстанавливать силами прихожан и добрых людей. Миллиардеров-меценатов среди общины нет, вот и приходится пенсионерам выделять по сто-двести рублей из собственной пенсии.

Поставлены купола, куплено железо, изготовлена крыша, сделаны оконные рамы для первого этажа. Все, кто неравнодушен к земле Кумзерской, могут внести посильную лепту в восстановление храма мучеников Флора и Лавра. Как пишут местные жители: «Верим, что и жизнь села с появлением богослужения будет преображаться».

Для сбора средств на восстановление открыт специальный расчетный счет:

Местная православная организация приход храма мучеников Флора и Лавра с.Кумзеро Харовского района Вологодской области Русской православной церкви

• Вологодское ОСБ № 8638
• ИНН 3521100017
• КПП 352101001
• ОКАТО 19252816001
• Р/счёт № 40703810112210000101
• Вологодское отделение № 8638 ОАО Сбербанка России 8638/00090
• БИК 041909644

Храм Казанской иконы Божией матери (Шексна)

В XVIII веке в Шексне был построен большой каменный храм с приделами Казанской иконе Божией Матери, святителю Николаю Чудотворцу и святому Михаилу Клопскому — новгородскому чудо­творцу, происходившему из богатого рода, который все средства завещал новому храму.

У многих, кто видит этот храм впервые, возникает вопрос: почему церковь находится под горой, а не на возвышении. По местной легенде, сначала для храма выбрали замечательное место на горе. Но когда люди пришли туда на следующий день после закладки камня, то увидели, что фундамент спустился ближе к реке. Его вновь перенесли на планируемое место, однако утром все повторилось — вот тогда-то и решили, что на все воля Божья.

В XX веке храм постигла участь большинства церквей Советской России. В 1937 году церковь закрыли, а настоятеля Кирилла Николаевича Голубева, как и еще 26 «служителей культа», расстреляли. Храм сначала был отдан под склад, потом под Дом культуры, а позже и вовсе заброшен. Кстати, некоторые из нынешних прихожан, рассказывая о временах своей молодости, до сих пор вспоминают, как ходили танцевать в храм — Дом культуры. А вход в ДК был через алтарь.

В 1995 году рядом со старым построили новый маленький храм, где сейчас и идут службы. А старый так и стоял долгое время в руинах. Много было попыток объединить людей для восстановления святыни, но как-то все не получалось. В 2013 году местный предприниматель Арутюн Атомян начал долгожданное возрождение. Жизнь привела Арутюна в Шексну, где он осел навсегда. И, проходя мимо местного храма, он видел, что уникальный памятник конца XVIII века рушится. Собрал неравнодушных людей и предложил его восстанавливать.

Шекснинцы поначалу не верили, думали, что это обычная, периодически повторяющаяся уборка мусора. Потом стали присматриваться, как стены из нового кирпича поползли вверх, как рабочие стали перекрывать крышу. Начались разговоры: «А вдруг получится?» — и люди сами понесли деньги.

Буквально за несколько лет развалины вновь стали храмом. Местные жители рассказывают, что, когда освящали купола для нового храма, собралось пол-Шексны. Многие плакали: «Даже не знали, что доживем до этого дня!»

контакты

• Желающие помочь в восстановлении храма могут обратиться к прихожанам в группе в «ВКонтакте» «Казанский-Храм Шексна» —
https://vk.com/id266673018

Анисимовский храм памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Чагодощенский район)

В деревне Анисимово под Чагодой с 1850 года стоит небольшой деревянный храм — это самое позднее (по времени сооружения) православное строение в этом районе.

Декор его прост до предела. Деревянный, срубленный в форме корабля. На щипце западного фасада находилась небольшая, восьмериком, звонница, завершенная невысоким шатром с главкой. Арочный вход в храм был обрамлен деревянным рустом.

Зато внутреннее убранство могло посоперничать в своей красоте со столичными храмами. К примеру, в окна церкви были вставлены цветные стекла. В центре каждого — крест из желтого стекла. И, когда в окна светило солнце, пол храма покрывали вытянутые золотые кресты.

Анисимовский храм в 1890 году... и в наши дни.

Но, увы, и анисимовский храм постигла судьба сотен его собратьев: атеизм, отрицание старого уклада и передача церквей под хознужды советской власти. Здесь, как и по всей Вологодчине, в 30-е годы устроили сначала сельский клуб, затем школьный спортзал, а позже и вовсе организовали склад.

Сейчас община пытается восстановить церковь. Несмотря на очень ветхое состояние, еще есть возможность ее спасти. Сегодня сделаны первые шаги по подготовке проекта восстановления храма. Найден архитектор, имеющий нужную квалификацию. Посильные работы ведутся с 2014 года, когда в старом храме после многих лет забвения вновь отслужили службу. Небольшими пожертвованиями помогают местные жители. Восстановление идет медленно.

В этом году запланировано срубить сруб высотой метр и завести его временную кровлю.

«Ждут наши бревнышки мастеров. Ждет Анисимово, когда застучат топоры, весело нарушая звенящую осеннюю тишину... Живет в сердцах людей надежда, теплится вера. А значит, все будет хорошо. Молитва будет услышана», — пишут прихожане в группе в соцсетях, посвященной восстановлению храма. Желающие могут поддержать и их, переведя средства на счет общины.

Реквизиты для поддержки храма:

• Карта Сбербанка 4276 5500 3898 3261
• Яндекс-деньги 410013246027461
• Киви-кошелек 9112383420

166
0