Воспоминания свободны

№3 (1002) от 24 января 2017 г.

Александр Ригосик, сын Ирины Сиротинской, является правопреемником творческого наследия Варлама Шаламова. Он говорит, что отсканированные рукописи Варлама Тихоновича находятся в открытом доступе, но на работу с ними нужно получить у него разрешение. | Фото Марины Черновой

Литературный вечер в День памяти Варлама Шаламова в Вологде собрал исследователей творчества писателя.

«Премьер» побеседовал с наследником авторских прав Александром Ригосиком и выяснил, почему Александр Леонидович отказался от создания мультфильма по рассказам вологодского писателя.

Варлам Шаламов ушел из жизни 17 января 1982 года. 35-й годовщине со дня смерти и был посвящен литературный вечер, на котором присутствовали журналист и писатель Валерий Есипов, московские историки и филологи Дарья Кротова, Сергей Агишев, Никита Кузнецов, заведующая домом-музеем Шаламова Любовь Кербут и другие.


С архивным уклоном

Самыми интересными публике показались факты о выселении Шаламовых из родного дома, где сейчас находится музей писателя. «В автобиографической повести «Четвертая Вологда» Шаламов неоднократно вспоминает о постоянных ночных обысках в течение всего 1918 года, о подселении в их дом, затем об уплотнении, об изъятии части площади и, наконец, о выселении его родителей из бывшего дома соборного причта на Соборной горке, 2», — рассказала заведующая музеем Любовь Кербут.

В государственном архиве Вологодской области были обнаружены материалы, связанные с этой темой. На их основании можно утверждать, что выселение произошло в июне 1929 года. «Я представила вниманию публики четыре документа и думаю, что они еще не последние, в вологодских архивах сохранилось много интересного», — говорит Любовь Георгиевна.

Кандидат филологических наук Дарья Кротова рассказала о традициях русской классической литературы в творчестве Шаламова, а преподаватель МГУ, кандидат исторических наук Сергей Агишев (Москва) представил материалы из Магаданского архива о друге Шаламова Сергее Кливанском: «Я посвятил свое сообщение написанию комментариев к «Колымским рассказам» Варлама Шаламова. В них говорится о реальных исторических героях, например, о его однокашнике Сергее Кливанском, который погиб на Колыме. С ним Шаламов вместе сидел и изначально работал на прииске».

Валерий Есипов рассказал о результатах изысканий аспирантки Калифорнийского университета (Беркли) Джозефины Лундблад-Янич, которая нашла на острове Кадьяк, где служил священником отец писателя, единственное на сегодняшний момент качественное фото матери писателя Надежды Шаламовой. «Джозефина уже много лет занимается темой Шаламова, она приезжала в Вологду на Шаламовские чтения еще лет десять назад», — рассказал Валерий Васильевич.


Профанация или смелость?

Участники вечера обсудили примерную программу грядущего празднования 110-летия со дня рождения писателя, которое будет отмечаться в июне этого года. Шаламовед, автор книги о Шаламове из серии «Жизнь замечательных людей» Валерий Есипов покритиковал начинающих пропагандистов творчества земляка, которые два года назад организовали фестиваль «Четвертая Вологда»: «Они пустили на сцену какой-то рок, я считаю, это профанация Шаламова. Я против такого фестивального шоу, я — за серьезные спектакли, за выставки и научный разговор. Дешевой попсы не надо, не надо насильственного внедрения в головы ничего не понимающих людей Шаламова. Он должен сам прийти к ним».

Екатерина Хоботова, Никита Кузнецов и другие организаторы фестиваля с пониманием отнеслись к критике: «Действительно, один из музыкантов исполнял песню на стихи Варлама Тихоновича. Но он — не рокер, хотя есть и рок-группы, которые пишут песни. Нам хочется открыть имя Варлама Шаламова всем жителям Вологды и сделать это в разных формах — спектаклями, концертами, выставками».

Начинающие пропагандисты пожелали Валерию Есипову найти финансирование на его подарочное издание книги с комментариями «Четвертая Вологда» в размере 1 миллиона рублей. «Как говорил Кант, просвещение — это смелость пользоваться умом, и мы покажем людям все, что есть, а они уже выберут, что им нравится. Поэтому мы — и за издание книги, и за концерты», — говорят последователи писателя.


Последнее дело

На сторону начинающих шаламоведов встали другие исследователи жизни и творчества Варлама Шаламова. Сергей Агишев отметил, что «ругать молодежь — последнее дело». Поддержал кампанию Кати Хоботовой, Максима Горбова и других вологжан наследник авторских прав, правопреемник творческого наследия Александр Ригосик, сын первой правопреемницы писателя Ирины Сиротинской: «Главное, чтобы Варлама читали, а люди сами разберутся. На прошлом собрании в Дом Шаламова вышел молодой человек 25 лет и сказал, что не знает, куда пришел, но ему уже интересно. Пусть почитает и, возможно, вольется в наши ряды. Так что молодцы ребята, которые собираются продолжать заниматься фестивалем».

По словам Ригосика, к фонду Шаламова, где находится архив писателя, доступ открыт: «Я пишу разрешение и спрашиваю, по какой теме люди работают, чтобы дать совет, что именно смотреть. Варлам Тихонович начал передавать произведения в фонд в 1966 году, когда к нему начала приходить Ирина Сиротинская. Она брала его рукописи на государственное хранение в архив литературы и искусства, но это, конечно, был предлог познакомиться и пообщаться. Она пришла на самом деле и спросила: «Как жить?» А он ей сказал: «Есть десять заповедей, но есть еще 11-я заповедь «Не учи». Хотя, как пишет Ирина Павловна, сам он частенько нарушал эту заповедь и учил ее жизни».

Александр Леонидович рассказал, что среди списка дел, которые вручила ему Ирина Сиротинская, отдельным пунктом значится «не давать трепать людям в руки рукописи Варлама Шаламова»: «Сейчас рукописи отсканированы, и все желающие могут с ними поработать. А вот те, кто хочет подержать сами рукописи, получают отказ. Я считаю, что это ни к чему».

Александр Ригосик считает, что использование творчества Шаламова должно быть адекватно теме его произведений. Например, когда к нему обратились мультипликаторы с просьбой разрешить создание мультфильма по «Колымским рассказам», он с интересом посмотрел то, что получилось, но был вынужден отказать: «Если бы мультфильм был таким высокохудожественным, как например «Икар и мудрецы», где заложена глубокая мысль, я бы не колебался. А ребята сделали что-то юморное, в стиле Зощенко, и это далеко от Шаламова».

Марина Чернова

Похожие статьи
  • 23 мая' 17 | Культура

    Объявлен сбор на издание книги Варлама Шаламова «Четвертая Вологда». За две недели желающие приобрести новое издание с комментариями известного вологодского шаламоведа Валерия Есипова перевели около 20 тысяч рублей из необходимых 200 тысяч.

    3
    0
  • 15 декабря' 15 | Рецензии

    «ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ». Составитель — Александра Клюкина. Редактор — Нина Писарчик. Вологда, 2015

    1
    0
  • 24 ноября' 15 | Рецензии

    Когда читаешь биографию поэта Михаила Сопина, кажется, что жестокий XX век не оставил на ней живого места: все великие беды этого столетия отразились на его жизни.

    1
    0