Великолепная дюжина

№8 (1007) от 28 февраля 2017 г.

Гордость школы №5 — педагоги-мужчины.

В вологодской школе №5 самый большой в городе контингент мужчин-педагогов.

«Двенадцать, — с гордостью в голосе отвечает на этот вопрос директор «пятерки» Светлана Разина. — От каждого ждем достойного вклада в наших учеников и, что радует, они справляются».

Долгое время мужчина-учитель был вымирающим видом. Причины не только в серьезном падении статуса профессии, которое произошло в минувшие «нулевые», они лежат и в экономической плоскости. По данным главы Минобрнауки Ольги Васильевой, средняя зарплата учителя в России составляет 35000 рублей, а американского педагога в переводе на наши деньги — 180000 рублей.

К счастью для школы, сегодня мужчины все чаще встают у доски. «Приходят и вчерашние студенты, и вполне зрелые люди, решившие попробовать себя на ниве педагогики, и даже те, кто в свое время отказался от учительской стези. Но проходит какое-то время, и человек возвращается в школу. Здесь особая атмосфера, своя среда, дети, заряжающие своим любопытством и непосредственностью», — рассказывает завуч СОШ №5 Ольга Щукина.

Кроме школьной мужской «классики» — учителя физкультуры, труда и ОБЖ, в пятой школе мужчины-педагоги преподают историю, иностранный язык, математику, физику, информатику и даже школьные начала.

«Премьер» решил узнать, что движет мужчинами, которые выбрали эту профессию и сохранили ей верность.


Алексей ЛУТАК, психолог, учитель начальных классов:

— Наверное, со стороны, мужчина — учитель начальных классов и выглядит необычно, но для меня — это моя работа. Хотя не скрою, выбор отчасти вынужденный. Долго работал психологом, но, когда в школах прошла оптимизация и ставки психологов, в частности, были сокращены, пошел трудиться по второму профилю — учитель начальных классов. С малышами не просто, но мне нравится. Еще ни разу не было у меня своего класса, так сказать, с первого звонка. Приходилось перехватывать классы у коллег, но думаю, справился бы и с этим.


Андрей ТРИФАН, учитель истории, победитель конкурса «Учитель года-2015»:

— Работаю учителем и профессию менять не собираюсь. Школа — это как модель общества. Здесь есть все: и хорошее, и плохое. Хорошего больше. Когда видишь в детях отклик своих усилий, заряжаешься. В принципе, могу сказать, что занимаюсь любимым делом, и за это платят деньги. Все вокруг говорят, что учителям мало платят, но можно получать и в школе нормальные деньги, если не сидеть на своем стуле.

Есть, конечно, и свои сложности: очень трудно в аспекте классного руководства вмешиваться в семейные дела. Иной раз, увы, без этого никак, ведь интересы ребенка превыше всего в нашей профессии. Но это — детали. Если мерить большими категориями — моя профессия мне нравится.


Евгений ЖИЛЬЕВ, учитель физкультуры:

— Я в профессии много-много лет. Бывали разные времена, но дети всегда дети. Пусть сегодня они не такие спортивные, как раньше, разобщенные какие-то, все на себя заточенные, но в спортзал их почти всех просто как магнитом тянет. Еще и между уроками забегут, попрыгают и поскачут. Часто и те ребята, которые учатся не у меня. Но мы с коллегами это всегда приветствуем. Раз идут, значит, им с нами хорошо. Трудно ответить, почему сделал такой выбор, но он мне по душе, а это, наверное, самое главное.


Евгений БИЛОВОЛ, учитель физики и информатики:

— В нашей специальности учителю-мужчине, безусловно, легче. Дети больше доверяют, что ли, трудно сказать. Чего-то такого сверхсложного в учительской профессии нет. Нужно любить свою работу и развиваться. Раньше, в студенчестве, думал, что в школе мало мотивации для развития, а сейчас понимаю: ошибался. У нас все время что-то происходит, ребята идут со своими вопросами и идеями, на одном месте не засидишься.


Юрий ПОСТАВНИЧИЙ, учитель математики:

— Школа становится для мужчины лакмусовой бумажкой еще на первой педагогической практике. Большинство коллег со мной согласятся, сразу с первых уроков ясно: школа — это твоё или нет. Мужчины, как правило, себя не обманывают. Не срастается — уходят. Но если вливаются в педколлектив — это надолго. Соглашусь с коллегами, что самое трудное в профессии — классное руководство. Но, знаете, засасывает, и уже подчас ловишь себя на мысли: это надо рассказать своим шестиклассникам, сюда сводить, этим занять.


Александр ВОРОНКОВ, учитель географии:

— Работая учителем, невозможно трудиться с 9 до 7, как в учреждениях или на предприятии. Учитель — это образ жизни. Среди моих коллег нет ни одного, кто бы со звонком входил в школу или уходил. Всегда задерживаешься. Всегда есть чем заняться. Часто задают вопрос, как к такой нашей жизни относятся наши супруги, но это не проблема. Как правило, со своими супругами мы коллеги. Многие семьями работают в школах, и это хорошо — полное взаимопонимание.


***

Последнее пополнение в педколлективе школы №5 — Евгений Молодцов, учитель иностранных языков. Евгений Александрович из тех, кто попробовал себя во многих однозначно мужских профессиях — промышленный альпинизм, электромонтаж, служба по контракту в ВДВ, сегодня занял свое место у доски и, как надеются коллеги, тоже останется в школе.

«Педагогические способности даются людям вне зависимости от пола, — подводит черту директор школы №5 Светлана Разина. — Я в профессии уже не один десяток лет. Эта работа — тяжелейшая, но для тех, кто её любит — лучше нет. Мужчины в школу, действительно, стали приходить чаще. И это правильно, в школе, как и в семье, детей должны воспитывать и мужчины, и женщины, чтобы ребята видели разное отношение к жизни, разные модели поведения».

Елена Литвинова


Кстати

В Госдуму депутатом Борисом Чернышевым внесен законопроект, направленный на увеличение числа мужчин-педагогов в школах.

Автор предлагает молодым людям, имеющим среднеспециальное образование, дать преимущественное право на зачисление на бюджетное отделение педагогических вузов без вступительных экзаменов — по программе бакалавриата, а также в магистратуру. При этом будущие учителя обязуются отработать минимум 5 лет в учебных организациях среднего и дошкольного образования.

Похожие статьи