о нас / справочная / реклама / архив Последнее изменение 27.07.2017 15:33
Республика ШКИД
Сюжеты: Дежурный по области, Новости компаний, Пароль — «Пелагея», Призраки «Варяга», расследования
Рубрика: Политэкономия / Транспорт

№13 (1012) от 4 апреля 2017 г.


На свой страх и риск

Всего вдоль железнодорожного полотна живет 3 тысячи человек. В поселке Каменка вместе с прилегающими территориями — 450 человек. | Фото с сайта infojd.ru

3 тысячи жителей поселков, прилегающих к единственной в России ширококолейной частной железной дороге в Грязовецком районе, могут остаться без сообщения с «большой землей».

Транспортная прокуратура вынесла предписание о прекращении пассажирских перевозок из-за отсутствия лицензии.

Владельцы дороги настаивают: железнодорожное полотно предназначено для грузоперевозок, проблему доставки людей должна решать власть. Власть, в свою очередь, оценивает затраты на строительство альтернативной автодороги как нецелесообразные расходы.


Советское наследие

Ширококолейная полноценная железная дорога протяженностью 288 километров от станции Вохтога, соединяющая между собой Грязовецкий, Тотемский, Никольский районы и имеющая ответвление на город Солигалич в Костромской области, была построена в 1933 году. Дорогу проложили специально для грузоперевозок из лесных районов, к тому же в Солигаличе находятся месторождения известняка, который сейчас доставляется по этой ветке в Череповец на предприятие «Аммофос».

В 30-х годах прошлого века вдоль железнодорожного полотна выросли большие поселки, в которых жили работники леспромхозов. Здесь появились школы, дома культуры, магазины — вся инфраструктура для жизни.

В упадок поселки начали приходить в 80-х, а переход на рыночные отношения их просто «убил». Леспромхоз был расформирован, частные предприятия, возникшие после преобразования, обанкротились, а жители остались. Всего вдоль железнодорожного полотна живет 3 тысячи человек. В поселке Каменка вместе с прилегающими территориями – 450 человек. Там даже сохранилась и работает школа.

«До 2006 года в этих поселках не было света, — рассказал «Премьеру» глава Грязовецкого района Михаил Лупандин. — Люди буквально жили с лучинами, где-то были генераторы. Линию электропередачи протянули только десять лет назад».

Осталась и железная дорога, которая в 2004 году перешла в частную собственность и до сих пор является единственной частной ширококолейной железной дорогой в России. На сегодняшний день ее владельцами являются три предприятия: костромское ОАО «Соликом», занимающееся производством негашеной, гашеной и гидравлической извести, ООО «Солиз», ведущее лесозаготовки, и Череповецкий ФМК, специализирующийся на производстве фанеры.

«В свое время мы эту дорогу буквально спасли, — рассказал «Премьеру» генеральный директор ЧФМК Евгений Коротков. — Основной вид деятельности этой дороги — грузоперевозки, то есть доставка грузов с территории Костромской области в Вологодскую».

Однако железная дорога выполняет еще одну — очень важную функцию — возит людей на «большую землю». Другого пути у 3 тысяч жителей Грязовецкого района нет.


Прокурорский надзор

«Мы ездим четыре раза в неделю за 48 километров до Вохтоги, — рассказывает директор школы в поселке Каменка Лидия Кулакова. — Каменка — лесной поселок, но только небольшая часть населения работает на местных предпринимателей, занимающихся лесозаготовками. В поселке есть школа, в которой учится 14 детей, есть ФАП, однако медперсонал два раза в неделю приезжает из Вохтоги. По железнодорожной ветке привозят почтальона с почтой и пенсиями. Это единственный способ съездить на прием к врачу в районную больницу или студентам техникумов и вузов приехать к родителям».

«До 2006 года затраты на пассажирские перевозки компенсировались из областного бюджета, — поясняет глава Грязовецого района, — в год на это выделялось порядка 2,8 миллиона рублей. Потом дотации отменили и переложили компенсации на районы. Но Тотемский и Никольский районы отказались от содержания. У них есть альтернативное дорожное сообщение. А у нас его нет. Поэтому ежегодно на эти цели мы закладываем в бюджет около 300 тысяч рублей».

В прошлом году пассажирские железнодорожные перевозки по частной ширококолейке представляли собой тепловоз, тянущий один пассажирский вагон. «Но собственник заявил, что это дорого, и в этом году вместо большого вагона появился маленький, на 16-18 мест, — рассказывает Лидия Кулакова. — Вот он и собирает всех по поселкам и возит туда и обратно».

А в начале 2017 года в Грязовецком районе разразился скандал. «Транспортная прокуратура после проверки выдала предписание о том, что пассажирские перевозки запрещены, так как собственник не имеет на этот вид деятельности лицензии, — рассказал Михаил Лупандин. — В отношении директора было возбуждено уголовное дело за «незаконное предпринимательство».

В итоге и муниципальная власть и 3 тысячи «придорожных» жителей оказались перед фактом: с 1 апреля возить нельзя, а другой дороги как не было, так и нет. И что делать?


«Это не наши проблемы»

«Это не наши проблемы, это проблемы местной власти, — считает Евгений Коротков. — Железная дорога — это бизнес-проект, и у него другие цели. Мы не должны заниматься пассажирскими перевозками».

Встал вопрос и о закрытии местной школы, ведь без связи с «большой землей» о полноценной жизни в Каменке и прилегающих поселках не может быть и речи. «Сейчас дети учатся в трех классо-комплектах: начальная школа, 5-6 классы и 8-9 классы. 7 класса у нас нет, — поясняет директор школы, — На будущий год запланировано только два класса. Но глава района нам обещал, что если даже в школе останется один ученик, школа будет работать!»

«Лицензию получить невозможно. Чтобы ее получить, нужно всю дорогу переложить заново, — она старая, — говорит Михаил Лупандин. — Собственнику не нужны эти затраты».

В итоге отчаявшиеся жители Каменки обратились в региональное отделение Общероссийского народного фронта, эксперты которого начали свое расследование, а параллельно и в прокуратуру Вологодской области с просьбой проверить соблюдение конституционных прав жителей лесных поселков. Оценили и проект строительства автодороги в удаленные поселки.

«Мы считаем строительство почти 50 километров дороги в отдаленный поселок неэффективной мерой, — комментирует член регионального штаба ОНФ Елена Земчихина. — По оценкам экспертов, эффективнее разработать программу по переселению жителей из лесных поселков. Речь идет о 177 домохозяйствах. И с учетом, что в поселках практически нет работы, расселение поселка – верный выход. Но решение этого вопроса требует времени, а ситуацию с перевозками нужно решать уже сейчас».

«Мы вновь заложили в бюджет на 2017 год порядка 300 тысяч на компенсацию перевозок. Они не будут остановлены. На наш страх и риск, — говорит глава Грязовецкого района. — Если надзорные органы не будут предъявлять немедленные требования, у нас будет время решить этот вопрос, обратиться в Правительство области за помощью».

Юлия Лаврова

Тэги: Грязовецкий район**, железная дорога



ВоГУ



Самое читаемое (обновлено!)
топ-10 недели (18.07.2017 - 24.07.2017):
  1. Размытое лето (844 просмотра)
  2. Дожди отрезали от «большой земли» элитные вологодские дачи в Усть-Кубинском районе.
  3. Справка о смерти (716)
  4. В отношении врачей Вологодской областной детской больницы возбуждено уголовное дело по факту смерти пятилетней девочки.
  5. Из искры возгорелось… (630)
  6. Самая крупная ритейлерская сеть Вологодской области подсчитывает убытки от пожара в Череповце.
  7. По живому (539)
  8. Вологодская область отменит аграриям льготы по налогам, а бюджетникам и социальным категориям граждан — по транспортному налогу.
  9. Алименты в наследство (432)
  10. Вологодская второклассница, вступив в наследство после смерти отца, по закону оказалась должна алименты самой себе.
  11. Силовые приёмы (409)
  12. Бывшему директору по экономике компании «Северсталь» Роману Филиппову, ныне возглавляющему ПАО «Силовые машины», пришлось объясняться с ФСБ.
  13. Изгнанник «Республики ШКИД» (407)
  14. Один из главных героев знаменитой книги и не менее известного фильма нашел свое счастье на Вологодчине.
  15. Что вырастет? (239)
  16. «И у нас, и у соседей по даче будущий, так сказать, урожай — в чем душа держится. Есть шансы у наших помидоров-огурцов вырасти или так и пропадут?»
  17. Вологодские сибиряки (193)
  18. Жители новосибирского города Барабинска переезжают в Бабаево. Две первые семьи уже устроились на новом месте.
  19. Миссия невыполнима? (191)
  20. Расторжение договора аренды череповецкого ТЭКа с ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» может привести к повышению тарифов в нескольких районах области.
топ-10 месяца (20.06.2016 - 24.07.2017):
  1. Под напряжением (1224 просмотра)
  2. Вологодские застройщики уходят с рынка, бросая недостроенные дома, а количество обманутых дольщиков растет.
  3. Пятеро в погонах (969)
  4. В Вологде задержано пять сотрудников управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Вологодской области.
  5. Однофамильцы? (915)
  6. Арбитражный суд Вологодской области принял к производству заявление о включении в реестр кредиторов (по сути обманутых дольщиков) от Мартыновой Юлии Николаевны – полной тезки начальника регионального Департамента строительства.
  7. ДОХОДная сила (902)
  8. «Премьер» продолжает публиковать доходы руководителей силовых структур УМВД, МЧС, управления судебных приставов и избирательных комиссий Вологодской области.
  9. Ложь по гарантии (895
  10. Бывший руководитель кредитной организации НКО «КредитАльянс», учрежденной родственниками владельца ООО «Вологодская ягода», отправится на скамью подсудимых.
  11. По ранжиру (887)
  12. «Премьер» впервые публикует информацию о доходах руководителей федеральных структур и ведомств, работающих на территории нашего региона.
  13. Просто Мария (869)
  14. Бросив престижную работу в Вологде, Мария Арбузова отправилась в Америку.
  15. Четвертый пошел! (850)
  16. Контракт на строительство четвёртого пускового комплекса обхода Вологды получит АО «ВАД».
  17. Ехали «медведи» на велосипеде... (848)
  18. Депутат ЗСО Денис Долженко сломал руку во время велопробега в День России.
  19. За чей счет банкет (846)
  20. Эльдар Османов, владелец компании «Межрегионсоюзэнерго», в структуру которой входит Вологодская сбытовая компания, сыграл свадьбу дочери в Лос-Анджелесе.
Дни рождения
сегодня

ДОМОЖИРОВ Евгений Валерьевич, оппозиционер, бывший депутат Законодательного Собрания области

 
Деньги тут
Доброе дело
Хорошие люди

© Материалы и фотографии, кроме использованных со ссылками, являются собственностью редакции газеты «Премьер».
Полное или частичное использование возможно с разрешения редакции. Справки по телефону в Вологде (8172) 72-94-66.

Создание сайта в Вологде