о нас / справочная / реклама / архив Последнее изменение 28.04.2017 08:00
Горобцов
Сюжеты: Дежурный по области, Новости компаний, Пароль — «Пелагея», Призраки «Варяга», расследования
Рубрика: Политэкономия / Транспорт

№13 (1012) от 4 апреля 2017 г.


На свой страх и риск

Всего вдоль железнодорожного полотна живет 3 тысячи человек. В поселке Каменка вместе с прилегающими территориями — 450 человек. | Фото с сайта infojd.ru

3 тысячи жителей поселков, прилегающих к единственной в России ширококолейной частной железной дороге в Грязовецком районе, могут остаться без сообщения с «большой землей».

Транспортная прокуратура вынесла предписание о прекращении пассажирских перевозок из-за отсутствия лицензии.

Владельцы дороги настаивают: железнодорожное полотно предназначено для грузоперевозок, проблему доставки людей должна решать власть. Власть, в свою очередь, оценивает затраты на строительство альтернативной автодороги как нецелесообразные расходы.


Советское наследие

Ширококолейная полноценная железная дорога протяженностью 288 километров от станции Вохтога, соединяющая между собой Грязовецкий, Тотемский, Никольский районы и имеющая ответвление на город Солигалич в Костромской области, была построена в 1933 году. Дорогу проложили специально для грузоперевозок из лесных районов, к тому же в Солигаличе находятся месторождения известняка, который сейчас доставляется по этой ветке в Череповец на предприятие «Аммофос».

В 30-х годах прошлого века вдоль железнодорожного полотна выросли большие поселки, в которых жили работники леспромхозов. Здесь появились школы, дома культуры, магазины — вся инфраструктура для жизни.

В упадок поселки начали приходить в 80-х, а переход на рыночные отношения их просто «убил». Леспромхоз был расформирован, частные предприятия, возникшие после преобразования, обанкротились, а жители остались. Всего вдоль железнодорожного полотна живет 3 тысячи человек. В поселке Каменка вместе с прилегающими территориями – 450 человек. Там даже сохранилась и работает школа.

«До 2006 года в этих поселках не было света, — рассказал «Премьеру» глава Грязовецкого района Михаил Лупандин. — Люди буквально жили с лучинами, где-то были генераторы. Линию электропередачи протянули только десять лет назад».

Осталась и железная дорога, которая в 2004 году перешла в частную собственность и до сих пор является единственной частной ширококолейной железной дорогой в России. На сегодняшний день ее владельцами являются три предприятия: костромское ОАО «Соликом», занимающееся производством негашеной, гашеной и гидравлической извести, ООО «Солиз», ведущее лесозаготовки, и Череповецкий ФМК, специализирующийся на производстве фанеры.

«В свое время мы эту дорогу буквально спасли, — рассказал «Премьеру» генеральный директор ЧФМК Евгений Коротков. — Основной вид деятельности этой дороги — грузоперевозки, то есть доставка грузов с территории Костромской области в Вологодскую».

Однако железная дорога выполняет еще одну — очень важную функцию — возит людей на «большую землю». Другого пути у 3 тысяч жителей Грязовецкого района нет.


Прокурорский надзор

«Мы ездим четыре раза в неделю за 48 километров до Вохтоги, — рассказывает директор школы в поселке Каменка Лидия Кулакова. — Каменка — лесной поселок, но только небольшая часть населения работает на местных предпринимателей, занимающихся лесозаготовками. В поселке есть школа, в которой учится 14 детей, есть ФАП, однако медперсонал два раза в неделю приезжает из Вохтоги. По железнодорожной ветке привозят почтальона с почтой и пенсиями. Это единственный способ съездить на прием к врачу в районную больницу или студентам техникумов и вузов приехать к родителям».

«До 2006 года затраты на пассажирские перевозки компенсировались из областного бюджета, — поясняет глава Грязовецого района, — в год на это выделялось порядка 2,8 миллиона рублей. Потом дотации отменили и переложили компенсации на районы. Но Тотемский и Никольский районы отказались от содержания. У них есть альтернативное дорожное сообщение. А у нас его нет. Поэтому ежегодно на эти цели мы закладываем в бюджет около 300 тысяч рублей».

В прошлом году пассажирские железнодорожные перевозки по частной ширококолейке представляли собой тепловоз, тянущий один пассажирский вагон. «Но собственник заявил, что это дорого, и в этом году вместо большого вагона появился маленький, на 16-18 мест, — рассказывает Лидия Кулакова. — Вот он и собирает всех по поселкам и возит туда и обратно».

А в начале 2017 года в Грязовецком районе разразился скандал. «Транспортная прокуратура после проверки выдала предписание о том, что пассажирские перевозки запрещены, так как собственник не имеет на этот вид деятельности лицензии, — рассказал Михаил Лупандин. — В отношении директора было возбуждено уголовное дело за «незаконное предпринимательство».

В итоге и муниципальная власть и 3 тысячи «придорожных» жителей оказались перед фактом: с 1 апреля возить нельзя, а другой дороги как не было, так и нет. И что делать?


«Это не наши проблемы»

«Это не наши проблемы, это проблемы местной власти, — считает Евгений Коротков. — Железная дорога — это бизнес-проект, и у него другие цели. Мы не должны заниматься пассажирскими перевозками».

Встал вопрос и о закрытии местной школы, ведь без связи с «большой землей» о полноценной жизни в Каменке и прилегающих поселках не может быть и речи. «Сейчас дети учатся в трех классо-комплектах: начальная школа, 5-6 классы и 8-9 классы. 7 класса у нас нет, — поясняет директор школы, — На будущий год запланировано только два класса. Но глава района нам обещал, что если даже в школе останется один ученик, школа будет работать!»

«Лицензию получить невозможно. Чтобы ее получить, нужно всю дорогу переложить заново, — она старая, — говорит Михаил Лупандин. — Собственнику не нужны эти затраты».

В итоге отчаявшиеся жители Каменки обратились в региональное отделение Общероссийского народного фронта, эксперты которого начали свое расследование, а параллельно и в прокуратуру Вологодской области с просьбой проверить соблюдение конституционных прав жителей лесных поселков. Оценили и проект строительства автодороги в удаленные поселки.

«Мы считаем строительство почти 50 километров дороги в отдаленный поселок неэффективной мерой, — комментирует член регионального штаба ОНФ Елена Земчихина. — По оценкам экспертов, эффективнее разработать программу по переселению жителей из лесных поселков. Речь идет о 177 домохозяйствах. И с учетом, что в поселках практически нет работы, расселение поселка – верный выход. Но решение этого вопроса требует времени, а ситуацию с перевозками нужно решать уже сейчас».

«Мы вновь заложили в бюджет на 2017 год порядка 300 тысяч на компенсацию перевозок. Они не будут остановлены. На наш страх и риск, — говорит глава Грязовецкого района. — Если надзорные органы не будут предъявлять немедленные требования, у нас будет время решить этот вопрос, обратиться в Правительство области за помощью».

Юлия Лаврова

Тэги: Грязовецкий район**, железная дорога



ВоГУ

Цирк



Самое читаемое
топ-10 недели (18.04.2017 - 24.04.2017):
  1. Главный потенциал Валентина Горобцова (716 просмотров)
  2. Эксклюзивное интервью бывшего первого заместителя губернатора Вологодской области.
  3. По-мелкому (610)
  4. Начался суд над бывшим начальником Департамента лесного комплекса Вологодской области Владимиром Сипяговым.
  5. Человек из команды (600)
  6. Новым начальником УМВД по Вологодской области станет генерал Виктор Пестерев.
  7. Интима не будет (597)
  8. Со вступления в силу новых правил аптечной торговли прошло больше месяца.
  9. Сильное звено (420)
  10. Евгений Шулепов получил в 2016 году самый большой доход среди депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, представляющих Вологодскую область.
  11. ЗАО «Горстройзаказчик» оштрафовано на 100 тысяч рублей (415)
  12. Кадры вовремя не уведомили «белый дом» о трудоустройстве на работу бывшего начальника Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области Сергея Воробьева.
  13. Карусель смерти (406)
  14. В Кичменгском Городке ушел из жизни 16-летний подросток.
  15. Меньше, да лучше (368)
  16. Число работников администрации города Вологды будет меньше 400.
  17. Над подлостью во лжи (331)
  18. Ложные показания в полиции все чаще становятся предметом шантажа бывших супругов или знакомых.
  19. Процесс пошёл (303)
  20. На вологодском «ПАТП-1» ввели процедуру наблюдения.
топ-10 месяца (21.03.2016 - 24.04.2017):
  1. «Стукач» (1725 просмотров)
  2. 19-летний молодой человек, пропавший в Вологде 16 февраля, найден мертвым.
  3. Большая политика (1482)
  4. В Бабушкинском районе уже год не могут назначить главу администрации из-за конфликта между двумя противоборствующими сторонами.
  5. Красиво жить не запретишь (1391)
  6. Комитет по регламенту ЗСО проверит публикации в СМИ о депутате Денисе Долженко.
  7. Общество взаимного кредита (1264)
  8. Бизнесвумен Надежда Гордеева и Елена Цветкова предстали перед судом по обвинению в мошенничестве.
  9. Афера с тремя неизвестными (1241)
  10. В отношении вологодского ООО СК «Север», работавшего при возведении второй очереди строительства виадука на улице Залинейной, возбуждено уголовное дело.
  11. В особо крупном размере (898)
  12. Высокопоставленные чиновники задержаны в Вологде.
  13. Кредит здоровья (897)
  14. 5 апреля в частном медицинском центре Вологды прошли обыски.
  15. На свой страх и риск (835)
  16. 3 тысячи жителей поселков, прилегающих к единственной в России ширококолейной частной железной дороге в Грязовецком районе, могут остаться без сообщения с «большой землей».
  17. С московской пропиской (834)
  18. Историческое здание в Вологде продано бывшей муниципальной фармацевтической фирме.
  19. Невесёлое новоселье (741)
  20. Обманутые дольщики в Кувшиново устроили «новоселье» в недостроенном доме.
Дни рождения
сегодня

ЛУЦЕНКО Андрей Николаевич, председатель Законодательного Собрания области

 
01 мая

КАСЬЯНЕНКО Татьяна Владимировна, директор музея «Мир забытых вещей»

 

КУНТАШЕВА Раиса Николаевна, исполнительный директор ООО «Северный»

 

ХАРТУКОВ Александр Сергеевич, директор ООО «Промстройзаказчик»

 

ЦАРЕГОРОДЦЕВ Владимир Аркадьевич, директор ФГУ «Управление «Вологдамелиоводхоз»

 
02 мая

БАЛАНДИНА Ольга Петровна, генеральный директор фирмы «Вдохновение»

 
Деньги тут
Персоналии
Место действия
Предприятия, организации
Доброе дело
Хорошие люди

© Материалы и фотографии, кроме использованных со ссылками, являются собственностью редакции газеты «Премьер».
Полное или частичное использование возможно с разрешения редакции. Справки по телефону в Вологде (8172) 72-94-66.

Создание сайта в Вологде