Летят утки

№14 (1013) от 11 апреля 2017 г.

Сцена из спектакля «Утиная охота». | Фото с сайта cultinfo.ru

Весенняя премьера Театра для детей и молодежи «Утиная охота» вызвала в среде поклонников театра бурные споры: каким должен быть главный герой Виктор Зилов, и кто должен его играть?

«Утиная охота» Александра Вампилова — одна из тех пьес, про которые говорят обычно так: «с трудной судьбой». Она написана в 1967 году, чудом опубликована в 1970-м, а поставлена только шесть лет спустя в молдавском театре. Наиболее востребованной история о метаниях «живого трупа» Виктора Зилова стала в конце 70-х и начале 80-х годов прошлого столетия. Ставилась она и в вологодском Театре для детей и молодежи.

Основное действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Виктора Зилова. События перемежаются воспоминаниями из его жизни и путешествиями в воображаемое будущее. А начинается все с преподнесенного друзьями в шутку похоронного венка как человеку, безвременно сгоревшему на работе. Зилов погружается в воспоминания и, понимая мрак своего существования, пытается покончить с собой.

Новый всплеск интереса к «Утиной охоте» начался несколько лет назад, видимо, вновь наступила застойная эпоха главных героев-инвалидов души. На этот раз художественный руководитель Театра для детей и молодежи и режиссер-постановщик «Утиной охоты» Борис Гранатов сделал инсценировку, которую назвал трагифарсом.

Некоторым ценителям творчества Александра Вампилова смотреть постановку Театра для детей и молодежи пришлось непросто — настолько довлеет образ главного героя, сыгранного Олегом Далем в культовом фильме «Утиная охота». Но если внимательно прочесть пьесу, можно увидеть, что внешне именно Виктор Харжавин, актер Театра для детей и молодежи, выбранный режиссером на главную роль в новой инсценировке, полностью отражает представление Александра Вампилова о том, каким и должен быть Зилов.

В психологических портретных зарисовках автор пишет, что Зилову около тридцати лет, он довольно высок, крепкого сложения: «В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука». Этакие Джеймсы Бонды, у которых внешне «все о’кей», наполнили кинематограф и литературу в 70-е годы прошлого столетия. Например, в романе Виля Липатова «Игорь Саввович» главный герой, как и Зилов, отравлен ложью и чувствует себя абсолютно больным, истерзанным человеком.

К сожалению, Виктор Харжавин передает не боль Зилова, а лишь опустошенность и безразличие. Поэтому многим сложно сопереживать и искать в себе Зилова, как это задумывал режиссер-постановщик. «Зато нам захотелось пересмотреть фильм», — признаются ярые поклонники Театра для детей и молодежи.

Интересно, что среди публики, пришедшей 7 апреля на премьеру, оказалось много представительниц старшего поколения, фаворитом которых стал Игорь Рудинский, играющий начальника Зилова. «Это ж просто наш Петр Иванович, — веселились женщины. — И гыкает также!». Для этой части зрительской аудитории спектакль оказался путешествием во времени… И это людям тоже нужно.

Марина Чернова

Похожие статьи