Наталья Мелёхина

e-mail: natmell@yandex.ru

Биография выдающегося кораблестроителя Владимира Смирнова связана с Вологодской областью.

Легенда флота

№20 (1019) от 23 мая 2017 г.

Наш земляк принимал самое непосредственное участие в постройке и испытании многих отечественных кораблей, в особенности военных.

А в годы войны он жил и работал в США, где обеспечивал по ленд-лизу бесперебойную поставку разнообразной техники для отечественного флота.

Владимир Смирнов был знаком с такими выдающимися государственными деятелями, как Анастас Микоян и Вячеслав Малышев, министр из плеяды так называемых сталинских наркомов (о последнем Смирнов отзывается в своих воспоминаниях особенно уважительно как о прекрасном руководителе).

Весь свой богатый жизненный опыт Владимир Васильевич изложил в воспоминаниях, которые издали на собственные средства его дети. Книга, вышедшая в 2015 году, называется «Записки морского инженера». «Впечатления бытия» — самая первая глава, полная любви и ностальгии, посвящена Вологодской области, где Смирнов провел первые 23 года своей жизни.

«Впечатления бытия»

Будущий кораблестроитель родился в 1905 году в грязовецкой деревне Панфилово в семье кузнеца Василия Витальевича Смирнова. О своем отце Владимир Васильевич вспоминает не просто с любовью, но с нежностью: «Всё лучшее он отдавал детям, никогда не позволял себе съесть лишний кусок хлеба, если знал, что детям его не хватает. Я никогда не слыхал от него матерного слова, он никогда не ударил ни одного ребенка... Мать была человеком неласковым, а такого любящего отца, как у нас, не было больше ни у кого из знакомых ребят. Во время наших болезней он ночами не отходил от кровати больных. Я думаю, он запросто мог отдать жизнь за любого из нас...»

Отец покрывал разнообразные шалости ребятишек. Так, однажды маленький Володя катался на пруду на коньках и провалился под лёд. Пацан очень испугался, что попадет от матери, но отец обсушил, обогрел ребенка и ни слова не сказал своей супруге. Именно отец привил сыну любовь к различным механизмам, именно он первым учил маленького Володю обращаться со столярными и кузнечными инструментами.

Позже семья переехала в Вологду. Владимир Васильевич ярко и живо описывает, как менялась жизнь нашего города в годы различных исторических событий: Первой мировой войны, революции 1917 года, гражданской войны, НЭПа и т.д. К примеру: «В 1914 году началась Первая мировая война... Потянулись эшелоны с пленными австрийцами: их гнали на постройку Мариинской системы. Немецкие пленные устраивались на частные квартиры, и, по-моему, нигде не работали...»

Как и все юноши его поколения, Владимир Смирнов сполна узнал, что такое голод и холод. К слову, уже в ранних его воспоминаниях встречаются очень добрые слова в адрес матросов, которые в годы гражданской войны проезжали через Вологду. Как пишет Владимир Васильевич, матросы «хорошо относились к мальчишкам и частенько подкармливали нашего брата».

Однажды они спасли маленького Владимира от ЧК. Это было в 20-е годы, во время самой большой нужды и разрухи. Мальчик подобрал на вокзале два полена и хотел унести их домой, но охранник задержал ребенка и повел к чекистам. Володя громко рыдал. «На мое счастье на станции стоял эшелон с кронштадтскими матросами. К нам подошли два матроса, спросили, почему я плачу. Я, как мог, объяснил им ситуацию. Тогда матрос сказал охраннику: «Пошел отсюда вон, не то мы отберем твою винтовку и набьем морду». Матросы не подчинялись никаким властям. Когда приходил на станцию эшелон с матросами, все работники ЧК не выходили из помещения и прятались».

Узкий специалист

Владимир Смирнов пишет, что тяга к образованию, несмотря на все лишения тех лет, у его сверстников была поразительная. Но сам он не сразу выбрал свое призвание. После окончания 7 классов юноша два года был чернорабочим, затем пробовал выучиться на телеграфиста и показывал в этом деле большие успехи, но сама профессия ему не понравилась. Очевидно, что Владимира тянуло в те отрасли, где можно было бы работать с техникой.

Молодой человек поступил в школу ФЗУ, после окончания год проработал слесарем в депо и поступил на рабфак, а там, как один из самых способных обучающихся, получил путевку в Ленинградский политехнический институт, впоследствии разделенный на 12 узкопрофильных вузов. Смирнов продолжил учебу во Всесоюзном котлотурбинном институте, а затем был мобилизован и зачислен в Военно-морскую академию имени Клима Ворошилова.

Выбранная специальность настолько увлекла, что уже в те годы он стал прекрасным узким специалистом по турбинным установкам для морских кораблей. Владимир Васильевич принимал самое непосредственное участие в строительстве советского флота. Свое образование он продолжил в заграничных командировках, куда ездил перенимать иностранный опыт.

Такая работа

Очень интересны воспоминания Смирнова об Италии времен Муссолини, а также о Германии перед войной. В них уже чувствуется напряженность в международных отношениях, проявлявшаяся даже в мелочах.

К примеру, немцы старались показать советской делегации свою мнимую бедность и чуть не уморили советских инженеров голодом, предлагая им каждый день один и тот же скудный обед из полупрозрачного капустного супа, ячневой каши и жидкого компота.

Зато обычные, простые итальянцы явно симпатизировали выходцам из Советской России. Без утайки прямо и очень искренне описывает Владимир Васильевич страшное время репрессий: сталинскую «охоту за головами» он считал губительной и бесчеловечной.

С 1942 года Владимир Смирнов в составе Правительственной закупочной комиссии находился в США, где помогал совершать закупку техники для нашего флота по ленд-лизу. Судя по его запискам, очень многие американские механики, инженеры, морские офицеры, бизнесмены сочувственно относились к Советскому Союзу.

И все равно зачастую работа Владимира Васильевича напоминала работу разведчика, особенно когда нужно было познакомиться с новейшими техническими разработками американцев. Он описывает, как отмечали День Победы в США: «Это был такой грандиозный праздник, что советским гражданам рекомендовали не показываться на улицах». Два наших офицера нарушили этот запрет, и... их зацеловали девушки на улице! Кроме того, американки срезали с формы наших военных пуговицы и погоны на память.

После войны Владимир Васильевич занимался приемкой трофейных немецких кораблей и лишь в 1947-м вернулся домой в СССР. В мирное время он по-прежнему участвовал в постройке и испытаниях советских кораблей, так что его имя стало легендарным среди знатоков истории отечественного флота.

36
0
Похожие статьи