Между мечтой и реальностью

№20 (1019) от 23 мая 2017 г.

Режиссер спектакля Зураб Нанобашвили объединил разные литературные тексты и создал вневременной образ сумасшедшего дома, в котором — в большей или меньшей степени — находится каждый из нас, считающий себя нормальным. | Фото с сайта cultinfo.ru

Новый спектакль Вологодского драматического театра «Один день из жизни сумасшедшего» предлагает зрителям почувствовать, что происходит с человеком, который не может смириться с реальностью.

Премьера, поставленная на основе текстов Николая Гоголя и Федора Достоевского, состоялась 12 мая на малой сцене театра. Публика с первых секунд погружается в особое состояние, попав в мрачное пространство с кроватью.

Кажется, что биение сердца постепенно подстраивается под едва ощутимую пульсацию постановки, в основе которой — «Записки сумасшедшего» Гоголя, «Записки из подполья» и «Сон смешного человека» Достоевского.

Режиссер спектакля, худрук драмтеатра Зураб Нанобашвили столкнулся с интереснейшей задачей — сделать прозу великих писателей драматургической. Чтобы перевести ее на язык действия, режиссер начал работу два года назад.

«Однажды я стал свидетелем того, как услышанная от посторонних людей фраза буквально свела с ума человека: охватила, заворожила и стала главной идеей его существования. Это личное впечатление подтолкнуло меня к такому художественному исследованию. Уверен, что мир не менее безумен, чем самый неизлечимый сумасшедший», — говорит Зураб Нанобашвили.

Как рассказал газете «Премьер» исполнитель главной роли Виталий Полозов, ему поручили изучить материал детально. «Когда мы стали активно работать над постановкой, я уже был «в тексте», — говорит артист. — Конечно, много читал — о Гоголе, об истории создания текста «Записок сумасшедшего», посмотрел все театральные постановки, которые нашел в Сети. Оказалось, что их более десятка. Мы много обсуждали, работали, никуда не спешили, и, когда все вышли на площадку, готовность была очень хорошая».

Писательское сообщество Вологды заинтересовалось экспериментом драматического театра. Вопросы вызвало соединение текстов Гоголя и Достоевского. Но это не первый опыт объединения разных литературных произведений: уже поставлены успешные спектакли «Карамазовы и ад», «Страх и война», «Святая обитель».

Виталий Полозов признался, что даже просто произносить текст этих классических произведений для него в удовольствие: «Не считаю, что погружаться в Гоголя и Достоевского опасно. Опасно, наверное, только для тех, у кого есть предпосылки. К тому же история, которую увидят наши зрители, — это не патология болезни, это жизнь человека, который живет между мечтой и реальностью».

На глазах у зрителей раскрывается трагедия человека. Идея «как все было бы иначе, если…» отравляет героя постепенно, подтачивая сознание и сводя с ума.

То, что происходит на сцене, убеждает — перед нами не сумасшедший, а человек, страдающий от невозможности измениться и хоть как-то повлиять на общество.

Сюжетная канва истории, когда маленький человек сходит с ума, ощущая себя королем Испании, лишь обрамляет безысходность происходящего.

Постепенно зритель начинает соотносить себя с главным героем. Оживает не только текст, но и вся сцена: кровать становится защитным щитом, стена — трамплином, виселицей и домом любимой девушки, дверь — выходом из сумасшедшего дома.

«Один день из жизни сумасшедшего» — не моноспектакль. В роли образов мамы, начальника, его дочки, собачек, сослуживца и санитаров, которые возникают в мозгу главного героя, — Светлана Трубина, Владимир Таныгин, Виктория Смирнова, Диана Кононенко, Ирина Полозова, Валентин Иванов, Михаил Морозов, Евгений Галанцев.

Все артисты точны, органичны, и в итоге зрители внимательно следят за мыслями главного героя, за его образами и за чувствами, которые понятны каждому.

Марина Чернова

Похожие статьи
  • 03 мая' 16 | Культура

    Представляем женский и мужской взгляд на премьеру неординарного спектакля.

    2
    0
  • 02 октября' 17 | Культура

    Вологодские театры подготовили для зрителей постановки на любой вкус.

    27
    0
  • 29 марта' 16 | Культура

    Худрук «вологодской драмы» Зураб Нанобашвили рассказал «Премьеру» о своей нелюбви к театральным конкурсам, о пути к режиссерской профессии и о том, почему так и не стал пекарем и журналистом.

    4
    0