Метод Гельфонда

№29 (1028) от 25 июля 2017 г.

Сцена из спектакля «Бесы». | Фото с сайта cultinfo.ru

Актеров и режиссера Нового художественного театра из Челябинска Вологда поразила культурой меценатства и активными зрителями, которые после спектакля «Бесы» собрались обсудить увиденное.

НХТ, показавший вологжанам третью часть спектакля «Бесы», работает уже 24-й сезон и удивляет зрителей нестандартными, а порою и парадоксальными постановками.

Челябинцы давно дружат с Камерным театром Вологды, и на этот раз, встретившись на фестивале в Сергиевом Посаде, уральцы автобусом приехали в конце июня в Вологду.

«Третья часть — это финал нашего спектакля. И если первые две энергичные и даже смешные, то здесь — вся суть произведения. Эта часть поставлена по главе, вымаранной из официального издания, — рассказал «Премьеру» Евгений Гельфонд. — Но Достоевский писал, что именно она самое главное, что есть в «Бесах». Скорее всего, сделано это было из-за сцены растления маленькой девочки, но мы нашли текст, восстановили его, я нашел записки Достоевского, которые были посвящены этой главе. По сути, третья глава — это резюме романа, отвечающее на вопрос, кто для Достоевского является в человеке верховным бесом».

Известно, что Новый художественный театр планирует вновь приехать в Вологду, чтобы показать первые две части «Бесов». У вологжан будет возможность увидеть спектакли, которые созданы коллективом театра по «методу Гельфонда».

«Я заставляю актеров работать не словами, а смыслами. Главное — личность артиста, его взгляд на материал. Мне не хочется видеть застывшую форму. Мне интересно то, что происходит сейчас, в этом зале. Например, в Вологде был другой спектакль «Бесы» по сравнению со спектаклем, который мы играли на фестивале в Сергиевом Посаде. И важно не то, что лучше или хуже сыграли, важно — насколько актеры существовали в диалоге с материалом и автором. Если диалог состоялся, зритель также честно увидел откровенный разговор. Это самое важное, что может происходить в зрительном зале и на сцене», — рассказал художественный руководитель, который ссылается в развитии своего метода на одного из основоположников русского театра Михаила Бахтина.

В Вологде Евгений Гельфонд провел несколько тренингов по актерской импровизации, которая помогает не повторять заученный текст, а существовать в режиме реального времени. По словам худрука, чтобы поддерживать актерское мастерство на уровне и развиваться дальше, в театре с актерами работают специалисты, преподающие пластику, вокал и обучают игре на различных инструментах. «А после спектаклей мы часто общаемся со зрителями. Особенно любят пообсуждать увиденное после «Бесов», — говорит Евгений Гельфонд.

Вернувшись домой, художественный руководитель НХТ Евгений Гельфонд поделился своими впечатлениями о Вологодчине с изданием «Вечерний Челябинск». «Как раз в это время в Вологде проходил фестиваль в рамках празднования Дня города. Это что-то типа нашей Бажовки, только все это происходит под стенами древнего кремля — длиннющий ряд ремесленников, мастеров, потрясающие изделия хендмейд, привезли кучу сувениров. Мы съездили в Ферапонтово, Кирилло-Белозерский монастырь, побывали в мастерской художника Юрия Пантюхина», — рассказал землякам художественный руководитель НХТ Евгений Гельфонд.

Евгений был удивлен, что в Вологде есть предприниматели, которые поддерживают искусство: «Заходим в кафе «Красный мост» поужинать, а на втором этаже хозяйка (Нинель Комина. — Прим. ред.) устроила художественную галерею — смотрим выставку, посвященную Шаламову. Плюс к этому она издает книги и помогает тому же Камерному театру. Вообще, театр там стал культурным островком, куда стекаются все творческие люди, — писатели, издатели, художники, те же меценаты. У нас они все разобщены, каждый сам по себе. Вот этот пример взять на вооружение».

Особенно режиссеру понравилась вологодская публика — многие оставались на обсуждение, подходили, чтобы поговорить, обменяться впечатлениями. «Все-таки чувствуется, что это культурный город», — добавил художественный руководитель челябинского театра.

Марина Чернова

8
0
Похожие статьи
  • 22 ноября' 16 | Калейдоскоп

    Кубок России по конькобежному спорту состоялся в челябинском ледовом дворце «Уральская молния».

    9
    0
  • 06 декабря' 17 | Концерты/Шоу

    Лидер группы «Крематорий» снова вспомнил знаменитое посещение Вологды, когда музыкантов обвинили в контрабанде спирта и высадили из поезда «с дубинками и «черемухой». Армен Григорян назвал фамилию вологодского милиционера, благодаря которому песня «Мусорный ветер» приобрела для него особое звучание.

    219
    0
  • 01 ноября' 16 | Концерты/Шоу

    Артист устроил из концерта в Вологде «стол заказов», исполняя песни, названия которых публика выкрикивала из зала.

    14
    0
  • 21 июня' 16 | Культура

    Афиша театрального фестиваля «Голоса истории» в 2016 году насыщена историческими постановками и спектаклями духовной тематики.

    3
    0
  • 28 июня' 16 | Кумиры

    «Бурановские бабушки» купили в Вологде плетеные лапти и устроили вечеринку с кузнецами.

    11
    0