Особый случай

№31 (1030) от 8 августа 2017 г.

Единственный в Вологде газовый «НефАЗ» больше трех месяцев не выходил на линию из-за отсутствия АЗС. | Фото с сайта vologda-portal.ru

Конкурс на поставку газовых автобусов для городских транспортных линий стартовал в Вологде в конце июля.

Однако строительство газовой АЗС, которая должна быть сдана в эксплуатацию еще в первом полугодии, так и не завершено.

На данный момент «Премьеру» известно только об одном газовом автобусе, который сейчас есть у городского перевозчика ООО «Такси-сервис», но машина на линию до сих пор так и не выходила.

«Мы приобрели автобус ещё в апреле, с тех пор он простаивает из-за того, что не введена в строй АЗС», — говорит директор предприятия Олег Оглоблин.


Их будет десять

Администрация Вологды планирует закупить десять автобусов, работающих на газомоторном топливе. Они должны быть либо низкопольными, либо полунизкопольными. Каждый автобус будет рассчитан на 105 пассажиров, 25 сидячих мест и снабжён тремя входными дверями. Заявки принимаются до 9 августа, аукцион должен пройти до 14 августа.

Автобусы должны быть поставлены на условиях лизинга со сроком оказания услуг до 25 декабря 2018 года. Срок поставки — 60 дней с даты заключения контракта. Стартовая цена — 56,8 млн рублей. Соответственно, если конкурс завершится в указанные сроки, автобусы должны будут прибыть в город до начала ноября. Гарантийный срок должен быть равен 24 месяцам, или 150 тыс. км пробега — в зависимости от того, что наступит раньше.

На сессии Вологодской городской Думы 23 марта нынешнего года из бюджета было выделено 24,6 млн рублей на проведение сделки. Остальные средства запланируют в городском бюджете будущего года.

Одновременно в распоряжении «Премьера» появилась информация о возможном переводе на газомоторное топливо и транспорта городских МУПов. Однако в Администрации города это предположение опровергают. «Перевод на газовое топливо существующего (эксплуатируемого) пассажирского транспорта не запланирован», — заявляет консультант отдела транспорта департамента городского хозяйства Антон Комяков.


Долгострой?

О строительстве газозаправочной станции в Вологде стало известно четыре года назад. 13 мая 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому на газомоторное топливо должно быть переведено не менее половины общественного транспорта в крупных городах России. На тот момент городская администрация как раз подбирала земельный участок для строительства метановой АЗС.

Участок в итоге был выбран на улице Мудрова в непосредственной близости от ПАТП-1. Инвестором стала «дочка» «Газпрома» — ООО «Газпром газомоторное топливо». Согласно сайту предприятия, станция должна включать в себя, среди прочего, шесть заправочных постов («колонок») при проектной мощности объекта в 8,9 млн кубометров газа в год.

Точную дату ввода в эксплуатацию АЗС в администрации города не называют. «В настоящее время ООО «Газпром газомоторное топливо» выполняются пусконаладочные работы, срок ввода в эксплуатацию автомобильной газонаполнительной компрессорной станции в городе Вологде не зависит от покупки автобусов, работающих на газомоторном топливе», — говорит Антон Комяков.

И тем не менее без газовой АЗС эксплуатация автобусов на газомоторном топливе навряд ли будет возможна. Это предположение подтверждает пример Олега Оглоблина. «Если бы я знал, что так получится, купил бы другой автобус, и всем было бы только лучше», — признаётся предприниматель.

Дело в том, что использовать газовые заправки для обычных легковушек для обслуживания автобусов невозможно. «Легковые автомобили заправляют совершенно другим газом — пропаном и бутаном, — объясняет директор некоммерческого партнёрства «Перевозчики пассажиров г. Вологда» Сергей Мальцев. — Автобусы заправляют сжатым под большим давлением метаном, поэтому мы имеем дело с совершенно другими подходами к технике безопасности и эксплуатации. Только кажется, что это одно и то же, но на самом деле это разные виды топлива и разные технологии. Это всё равно, что сравнивать бензин и дизель».


Несговорчивые череповчане

У Череповца есть собственный опыт по эксплуатации газовых автобусов. К середине 2000-х на газе работал почти весь парк автоколонны №1456 — базового автобусного оператора города на Шексне. «После истечения срока эксплуатации эти автобусы были списаны, а вместо них закуплены автобусы с дизельными двигателями, — рассказывает главный инженер предприятия Сергей Заборский. — К примеру, это были «ЛиАЗы» с двигателями «Caterpillar», а также «Мерседесы», у которых работа на газе в принципе не предусмотрена».

В Череповце также не исключают возможности перевода подвижного состава на газ, но для этого необходимо соблюсти минимум два условия. Во-первых, закупить соответствующую технику и решение об этом должно быть принято на уровне мэрии. Во-вторых, в непосредственной близости от автоколонны должна быть построена ещё одна газовая АЗС: сейчас такая заправка в городе есть, но расположена она в месте, не удобном для предприятия.

«Мы вели переговоры и были готовы выделить часть площадей под строительство газовой АЗС. Но выяснилось, что на наших площадях невозможно соблюсти ряд требований, поэтому от реализации проекта пришлось отказаться», — объясняет Сергей Заборский.

Сейчас на городских линиях Череповца газовых автобусов нет. Даже если зайдёт речь об их закупке, Сергей Павлович считает, что всё будет не так просто, как кажется на первый взгляд. «Да, газовое топливо стоит дешевле, — констатирует главный инженер. — Но переход потребует затрат: нужно будет обучать персонал, организовать ремонтную базу, создавать особые условия для техники».

Владимир Пешков

P.S. Когда этот номер газеты уже вышел из печати, стало известно, что первый в Вологде газовый автобус все же вышел на линию.


Цифры

28 автобусов получили частные перевозчики Вологды с начала года, в том числе 2 «ЛиАЗа»-«гармошки» и 1 газовый «НефАЗ».


В тему

В Вологде рейсовый автобус попал в аварию из-за сердечного приступа у водителя.

ЧП произошло утром 1 августа. Автобус ПАТП-1 следовал по маршруту №2, двигаясь по улице Горького от улицы Прокатова в сторону площади Чайковского. У водителя случился сердечный приступ, и около дома №103 автобус, в котором находилось два десятка пассажиров, выехал на тротуар, остановившись только после столкновения с оградой и деревьями. 58-летний водитель и 79-летняя пассажирка госпитализированы.

Похожие статьи