о нас / справочная / реклама / архив Последнее изменение 22.09.2017 08:00
Республика ШКИД
Сюжеты: Дежурный по области, Новости компаний, Пароль — «Пелагея», Призраки «Варяга», расследования
Рубрика: Интересы / Как это было

№32 (1031) от 15 августа 2017 г.


ИСПЫТАНИЕ «ВАРЯГОМ»: герои и призраки легендарного крейсера. Часть 2 – НЕЗНАКОМЕЦ СО СТАРОГО СНИМКА

Два «варяжца»: Осип Копылов (слева) и неизвестный усатый морячок, которого долгие годы принимали за Ивана Прахова. | Фото из фондов Великоустюгского музея

Когда отгремели фанфары, были розданы награды, а в одночасье ставшие героями «варяжцы», закончив службу, разъехались по домам, о бое при Чемульпо и его участниках... забыли на сорок с лишним лет.

Да и не до истории тогда было — Россия переживала бурные времена. Предлагаем вниманию читателей продолжение расследования, начатого в номере от 8 августа 2017 года.


Вторая волна

Вновь о «Варяге» заговорили лишь в 1946 году, когда на киноэкраны страны вышел полнометражный игровой фильм Виктора Эйсымонта «Крейсер «Варяг», где роль корабля исполнила знаменитая «Аврора». В том же году газета «Комсомольская правда» начала печатать очерки полковника в отставке Ивана Пономарева, в годы Великой Отечественной случайно познакомившегося с одним из «варяжцев» — Адольфом Войцеховским. Публикации, а затем и многочисленные встречи летом 1946 года с бравым моряком произвели эффект разорвавшейся бомбы: ведь думали, что никого из участников боя при Чемульпо давно уже нет в живых. Пошли письма от других «варяжцев», и так стараниями Пономарева при поддержке командования флотом начался новый виток пропаганды подвига русских моряков. В феврале 1954 года уже вся страна праздновала 50-летие знаменитого боя, а выявленные к тому времени «варяжцы» были приглашены в Москву и получили медали «За отвагу».

После публикации Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении первых 15 «варяжцев» (удостоенных, кстати, и персональных пенсий) в столицу, газеты и на имя главнокомандующего ВМФ хлынул вал писем от «обделенных» здравствующих «варяжцев» и их знакомых. В результате 24 августа 1954 года вышел новый Указ о награждении медалью «За отвагу» еще 30 участников боя (уже не только «варяжцев», но и моряков с канонерской лодки «Кореец»), но и на этом череда награждений не закончилась: 10 марта 1955 года медалей и пенсий были удостоены еще три человека и, наконец, 9 августа того же года — два.


Дневник сигнальщика (Иван Прахов)

В числе 30 награжденных медалью «За отвагу» в августе 1954 года значится и Иван Александрович Прахов из Великого Устюга.

Но если мы заглянем в справочник «Знак отличия Военного ордена Св. Георгия. Списки пожалованным за Русско-японскую войну 1904-1905 гг.», то... не обнаружим там такого моряка с крейсера «Варяг»! Зато в книге (и архивных документах) фигурирует другой Прахов, Иван Дмитриевич, — уроженец Никольского уезда Вологодской губернии, комендор крейсера «Паллада», удостоенный креста №178218 «за отличие, оказанное во время военных действий с Японией, а именно 19 декабря 1904 г. при защите крепости Порт-Артур».

Между тем в научном архиве Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранится датированная 26 декабря 1953 года короткая автобиография Ивана Александровича, из которой явствует, что он служил именно на «Варяге» и принимал участие в легендарном бою при Чемульпо.

Заканчивается автобиография так: «К остальному прилагаю этот дневник, который остался у меня для памяти о «Варяге». Чей дневник (эта потрепанная тетрадь без обложки и некоторых страниц хранится сейчас в научно-вспомогательном фонде Великоустюгского музея, дело НВ-2280) — не указано, и считалось, что автор его — сам Прахов.

Однако при первой полной публикации дневника в 2007 году историк Сергей Гладких обратил внимание на то, что описание в нем Чемульпинского сражения почти дословно совпадает с текстом дневника машиниста 1-й статьи крейсера «Варяг» Дмитрия Яковлевича Белоусова. По мнению известного исследователя Виктора Катаева, матросы переписывали дневники друг у друга во время совместных занятий в группах по грамотности, существовавших в то время на кораблях российского флота.

Дневник Белоусова более полный, он велся с 1898 года (дневник Прахова охватывает лишь период с 1903-го по 1904 годы). И при всей схожести описания боя (эмоционально, но малоинформативно) дальнейшая судьба авторов дневников различна: автора великоустюгского дневника эвакуировали на итальянский крейсер «Эльба», а Дмитрия Белоусова — на английский крейсер «Тэлбот», и добирались до России они разными путями.

Обратимся к биографии самого Ивана Александровича Прахова. Подробную статью на эту тему опубликовала в 2005 году в архангельском альманахе «Защитники Отечества» заведующая отделом истории Великоустюгского музея Галина Чебыкина: «Родился он 11 февраля 1880 года в деревне Возманов Починок Усть-Алексеевской волости (ныне территория Теплогорского сельсовета Великоустюгского района), в крестьянской семье Александра Евдокимовича и Пелагеи Акимовны Праховых. Будучи подростком, отправился со знакомыми на строительство Пермь-Котласской железной дороги. Затем, по приглашению подрядчика Адресова, уехал с ним в Киев, где жил около двух лет. Из Киева перебрался в Санкт-Петербург к дяде, В.И. Блинову, у которого ухаживал за лошадьми. В Петербурге Иван Прахов научился кататься на велосипеде, который имел дядя, и по просьбе знакомых почтальонов несколько раз отвозил газеты заводским рабочим. Был замечен полицией. Дядя, во избежание неприятностей, предложил ему уехать в Либаву (ныне — Лиепая). Там Иван устроился на работу в Русское пароходное общество, ходил помощником повара на пароходе «Новороссийск». В Либаве его призвали во флот. Некоторое время служил на берегу, потом был зачислен в экипаж крейсера «Варяг»...»

И вот тут возникают первые вопросы. Согласно данным великоустюгского архива, призвали Ивана Прахова на военную службу осенью 1901-го. Как явствует из автобиографии, год он прослужил на берегу. Таким образом, на «Варяг» Прахов мог попасть только к концу 1902 года, когда крейсер уже находился в Порт-Артуре. Но в автобиографии он пишет о своем участии в переходе «Варяга» на Дальний Восток (август 1901-го — февраль 1902 года)...

Кроме того, ничего не сказано в автобиографии и об участии Прахова в бою при Чемульпо. В дневнике же читаем: «Нас встретил японский адмирал со всей своей эскадрой и сейчас же стал стрелять в нас со всех судов. Видят наши — дело плохо! За живое всех задело. Надо порешить, как тут, братцы, быть. Капитан у нас геройский, не разводит речи барской, и на японский привет последовал такой же ответ. И сейчас же на наших судах подняли боевые флаги, и загремели пушечные удары, и раздались матросские стоны: «Ой! Ох! Ой, батюшки!» И полилась в море матросская кровь за веру, царя и Отечество. Кому оторвало руку, кому ногу, кому голову!..»

Две фотографии Ивана Прахова: в молодости (слева; ее удалось разыскать с помощью М.Зориной, местной жительницы, которая занималась историей некоторых деревень, в том числе и деревни Возманов Починок, где родился Прахов) и начала 1950-х годов (справа). Ничего общего с усатым морячком, что на снимке с Копыловым! Впрочем, на обороте оригинала фото молодого Прахова не было никаких пометок — так, может, это вовсе и не Прахов? Хотя на старого Прахова, судя по снимку, похож очень даже. | Фото из фондов Великоустюгского музея

Если верить дневнику, после Чемульпо Ивана Прахова определили в 34-й флотский экипаж, а заканчивал он службу на эскадренном броненосце «XII Апостолов».

Эскадренный броненосец «XII Апостолов» (чаще встречается написание «Двенадцать апостолов»), на котором продолжили службу некоторые «варяжцы», входил в состав Черноморского флота. Спущен на воду 1 сентября 1890 года. В боевых походах не участвовал, но дважды использовался в испытаниях. Единственная боевая операция, в которой был задействован броненосец, — безуспешная попытка усмирения восставшего броненосца «Князь Потемкин Таврический» в июне 1905 года. Интересно, что в 1925 году на съёмках фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин» роль главного «героя» исполнил как раз броненосец «XII Апостолов» (в 1911 году его исключили из списка кораблей флота и разоружили).

...Побывав у родителей, как пишет Галина Чебыкина, Иван Прахов «уехал в Архангельск, где несколько лет работал на лесопильном заводе». Тяжелый труд был ему не по силам, поскольку во время Русско-японской войны его ранили в руку, которая с тех пор плохо сгибалась в локте. По словам жены, с которой беседовала сотрудник Великоустюгского музея, а затем и его директор Елена Мансветова, в 1914 году Иван Александрович даже вроде бы принимал участие в некой экспедиции на Новую Землю, но вскорости был отправлен назад в Архангельск, поскольку повредил колено.

В указанный период Новую Землю посетила спасательная экспедиция Ицхака Ислямова в поисках пропавших полярных исследователей Георгия Седова, Георгия Брусилова и Владимира Русанова. Если не напутали с датой, то Прахов вполне мог быть одним из ее участников. Но не исключено, что он участвовал и в какой-нибудь рядовой промысловой экспедиции, ныне забытой.

Повалявшись в Архангельске в больнице, Иван Прахов вновь устроился на лесопильный завод, а в 1915 году женился. В 1918-м в связи с начавшейся иностранной военной интервенцией вынужден был бросить все имущество и вернулся с семьей в родную деревню. Вскоре его призвали на службу в Красную армию; как рассказывала жена (сам Прахов в последние годы жизни был разбит параличом и почти не мог отвечать на вопросы), вся его служба проходила в Котласе, в боевых действиях он не участвовал. Демобилизовавшись и вернувшись в деревню, работал агентом по снабжению. В Великую Отечественную войну потерял двух сыновей, что очень тяжело переживал. Вскоре у него начались припадки, похожие на эпилепсию. Он вынужден был перебраться в город. 7 человек (они с женой и семья одной из двух дочерей) ютились в комнатке площадью 11 квадратных метров, а сам Прахов числился уже инвалидом труда 1-й группы.


Недолгое счастье

Напомним: дневник вместе с автобиографией был передан на хранение в Великоустюгский краеведческий музей в декабре 1953 года — как раз когда страна готовилась к тому, чтобы торжественно отметить 50-летие подвига «Варяга». Поскольку в Москве тогда собирали сведения об оставшихся в живых «варяжцах», сотрудники музея 27 марта 1954 года (это явствует из письма Елены Мансветовой тому самому журналисту и писателю Ивану Пономареву, долгие годы занимавшемуся поиском «варяжцев») выслали копии автобиографии и дневника Прахова начальнику политотдела органов управления главнокомандующего Военно-морскими силами Владимиру Лайоку. Очевидно, именно на этом основании Иван Александрович Прахов был включен в список представленных к медали «За отвагу» в августе 1954 года, и полученная им персональная пенсия помогла хоть немного улучшить материальное положение его семьи. Но ненадолго — увы, вскоре состояние его значительно ухудшилось, и в 1955 году он скончался.

В начале 1970-х годов сотрудники музея и секция ветеранов Великой Отечественной войны во главе с Павлом Чистиковым занимались целенаправленным сбором материалов об участниках Русско-японской войны. В живых никого уже не было. Родственники некоторых передали в музей вещи, документы, фотографии, но рассказать мало что могли...

Прахов как сигнальщик «Варяга» (то есть обслуживавший средства связи и наблюдения) проходит под номером 1 в перечне участников Русско-японской войны, составленном Павлом Чистиковым. В записках последнего даже упомянуто, что Иван Александрович был награжден аж двумя Георгиевскими крестами. Но подтвердить это пока так и не удалось. А потому в свою построенную исключительно на документах книгу «За службу и храбрость: Георгиевские кавалеры Великоустюгского уезда» (Великий Устюг, 2014) Галина Чебыкина его не включила.

Есть мнение, будто бы весь сыр-бор из-за того, что Прахов на самом деле служил не на «Варяге», а на канонерской лодке «Кореец» (в списках ее экипажа, впрочем, его тоже нет). А вот историк Сергей Гладких, публикуя в своей книге «Забытые герои» (Санкт-Петербург, 2013) дневник Ивана Александровича, прямо называет устюжанина... самозванцем, который воспользовался каким-то образом оказавшимся в его руках дневником для получения медали «За отвагу» и персональной пенсии.

По сведениям исследователя истории «Варяга» Виктора Катаева, зафиксировано как минимум четыре случая выявления «лжеваряжцев», причем некоторые из них пытались подтвердить свою службу на крейсере фальшивыми письмами и воспоминаниями. Два «лжегероя» (конкретные имена не назывались) даже успели получить медали «За отвагу», но были разоблачены...

У Галины Николаевны Чебыкиной — своя точка зрения:

— Я не думаю, что Иван Александрович — самозванец. По крайней мере, не хочу плохо думать о человеке, которого давно уже нет. Но очень хочу найти документы, которые бы расставили все точки. Этот вопрос меня весьма беспокоит. Елена Сергеевна Мансветова, Павел Антонович Чистиков встречались с этой семьёй. У меня нет оснований им не верить.

Справедливости ради уточним, что все-таки были случаи, когда реальные «варяжцы», участвовавшие в бою при Чемульпо и затем получившие медали «За отвагу», по неизвестным причинам оказались «обделены» знаками отличия Военного ордена. Можно назвать, к примеру, машиниста Степана Крылова, которого, раненого, спас Адольф Войцеховский. Или боцмана Прокофия Кузнецова. А ведь и Крылов, и Кузнецов бывали на встречах с «варяжцами» в Москве, и моряки их признали...

Иван Прахов на таких встречах не был (в силу плохого здоровья?). И до недавнего времени никаких документальных свидетельств его принадлежности к «Варягу» не имелось — только автобиография, дневник, записи сотрудников Великоустюгского музея, медаль «За отвагу» да старая фотография, на которой, как считалось, он запечатлен с другим местным «варяжцем» — Осипом Копыловым.

На самом деле за Прахова принимали совсем другого человека.


Пять рублей за мужество (Осип Копылов)

Вторая из сохранившихся фотографий Осипа Копылова. Сам он сидит слева, крайний справа (стоит) — усатый морячок, с которым он снялся отдельно. На бескозырках матросов (нам удалось установить имена всех) надпись «Двенадцать апостолов». | Фото из фондов Великоустюгского музея

Осип Васильевич Копылов (в некоторых документах — Иосиф; интересно, что на канонерской лодке «Кореец» служил его тезка — тоже уроженец Великоустюгского уезда Иосиф Копылов, награжденный знаком отличия Военного ордена №98083 за бой при Чемульпо) — безземельный крестьянин Трегубовской волости Великоустюгского уезда. Родился в 1880 году. По заверению родных, был на «Варяге» комендором (на самом деле — кочегаром 1-й статьи), в Чемульпинском сражении не получил ни одной царапины (награжден ЗОВО №97850) и заканчивал службу на броненосце «XII Апостолов». Как и Прахов, потом, судя по записям упомянутого Павла Чистикова, который включил его в свой свод участников Русско-японской войны, подался на заработки в Архангельск, где и умер очень рано — в 1912 году. Согласно «Расчетной книге пенсионеров Морского ведомства о мужчинах», с 1 июля 1905 года за ЗОВО получал от Архангельского казначейства 5 рублей 70 копеек в год.

Когда он скончался, его сыну Анатолию было всего четыре года. В семье оставались Георгиевский крест, медали, фуражка с надписью на одной стороне ленты «Варягъ», на другой — «XII Апостолов», а также часы с гравировкой: «Копылову Осипу Васильевичу за бой «Варяга» и «Корейца». Порт Чемульпо». Награды вдова (она вскоре тоже умерла) по нужде продала, а вещи, по-видимому, были утеряны.

Уцелели и теперь хранятся в Великоустюгском музее лишь две фотографии, сделанные в Севастополе, вероятно, осенью 1904 года. На одной изображены пять моряков (трое — в бескозырках с надписью «Двенадцать апостолов») с наградами за Чемульпинский бой, Копылов сидит слева. На другой — Копылов (слева) с бравым усатым морячком (тот есть и на общей фотографии — стоит крайний справа).

В статье преподавателя истории великоустюгского автотехникума И.Брусенского «Подвиг «Варяга», опубликованной в местной газете «Советская мысль» 9 февраля 1974 года, приводится любопытный эпизод из жизни сына героя Анатолия Осиповича Копылова. Он не расставался с отцовскими снимками, а один из них, групповой, даже взял с собой, когда в 1934 году проходил переподготовку в Архангельске на флоте. В одной каюте с ним оказался парень, как тот сказал, из Кичменгского Городка. И у этого парня с собой была... точно такая же фотография, на которой якобы был и его отец!

Попытку узнать, кто есть кто на снимках, предпринял только сын Анатолия (соответственно, внук «варяжца») Аркадий Копылов. Он встретился с дочерью Прахова Алевтиной Скрипиной. Рассматривая фотографии, та сказала, что хотя отца своего молодым помнит плохо, а снимков его в молодости у нее нет, но вот усатый морячок с фото, где он сидит с Копыловым, вроде бы похож на Ивана Александровича. При этом на снимке с пятью моряками она никого не опознала.

Дабы проиллюстрировать ту газетную статью, опубликовали два портрета, сделанные со снимка, где Копылов сидит с усатым моряком. Фотографии подписаны: одна — «О.В. Копылов», другая (усатый моряк) — «И.А. Прахов». Вот оттуда и пошла ошибка: газетчики и мысли не допускали, что дочь могла обознаться.

— Скорее всего, это ошибочное утверждение его дочери Алевтины Ивановны, — признается Галина Чебыкина.

Но мы попробуем разобраться, кто же все-таки изображен на снимках, оставшихся от Осипа Копылова. И, забегая вперед, скажем: это нам удалось.

Почти.

Алексей Кудряшов, alex-kudr@mail.ru

(Окончание следует)

Тэги: «Варяг», расследования, Копылов Осип*, Прахов Иван*






Самое читаемое
топ-10 недели (12.09.2017 - 18.09.2017):
  1. Чёрная карта (682 просмотра)
  2. Десять лет прошло с тех пор, как для жителей железнодорожного поселка Лоста закончился кошмар, в котором они жили не один год.
  3. Квартирный ответ (485)
  4. У отца двух детей продали за долги единственное жилье.
  5. Борис, ты прав! (475)
  6. Вологжанка Екатерина Ифтоди намерена дать своему ребенку фамилию его отца — Бориса Немцова.
  7. Знатоки (398)
  8. Съемочная группа программы «Следствие вели» канала НТВ три дня работала в Вологде.
  9. В аварийном состоянии (321)
  10. Правительство Вологодской области получило положительное заключение государственной экспертизы проектно-сметной документации ремонта ДКЖ.
  11. Свидетели истории (313)
  12. Когда-то эти здания были обычными жилыми домами, в основном для состоятельных вологжан...
  13. Все в сад! (270)
  14. Городские власти не оставляют намерения покупки новых помещений под детские сады.
  15. Концентрация ошибок (264)
  16. Только три района Вологодской области намерены в будущем году решить проблему расхождения систем координат в кадастре.
  17. План по валу (241)
  18. «Единая Россия» разгромно победила на муниципальных выборах в Вологодской области, на втором месте — самовыдвиженцы.
  19. Судьба гектара (233)
  20. Вологодская область рассмотрит опыт Дальнего Востока.
топ-10 месяца (15.08.2016 - 18.09.2017):
  1. Запоздалое эхо декрета (1263 просмотра)
  2. На устах у всех одна тема: «К пенсии дают доплату за детей!»
  3. Коней на переправе не меняют? (1149)
  4. Мэр Череповца Юрий Кузин ушел в отставку.
  5. Без лишнего шума (1082)
  6. Руководство ГИБДД по Вологодской области отстранено от исполнения обязанностей.
  7. Долг по наследству (852)
  8. Один из крупных банков взыскал с пенсионерки более 1 миллиона 700 тысяч рублей за квартиру дочери, умершей от рака.
  9. Период простоя (935)
  10. Один из крупнейших вологодских производителей молочной продукции прекратил свою работу.
  11. Новгородский след (864)
  12. В прокуратуре Великого Новгорода прямо во время совещания задержали бизнесмена — владельца вологодского магазина.
  13. Чёрная карта (682)
  14. Десять лет прошло с тех пор, как для жителей железнодорожного поселка Лоста закончился кошмар, в котором они жили не один год.
  15. Олег Димони может лишиться должности уполномоченного по правам человека? (646)
  16. Такая информация пронеслась по кулуарам вологодских органов власти в конце прошлой недели.
  17. Залог на свободу (637)
  18. Бывшая и.о. начальника Департамента сельского хозяйства Вологодской области Анна Беляевская освобождена из СИЗО под залог в 3 миллиона рублей.
  19. Спасите наши семьи (620)
  20. Социальный проект Детской деревни-SOS, открытый в Вологде шесть лет назад, бурлит от скандалов.
Дни рождения
24 сентября

ШАЛАЕВСКИЙ Николай Владимирович, юрист

 
25 сентября

КОЧУРОВ Сергей Александрович, председатель Совета директоров ОАО «Вологдаэнергосбыт»

 

ПАХАРЕВ Сергей Михайлович, депутат Законодательного Собрания области

 
Деньги тут
Доброе дело
Хорошие люди

© Материалы и фотографии, кроме использованных со ссылками, являются собственностью редакции газеты «Премьер».
Полное или частичное использование возможно с разрешения редакции. Справки по телефону в Вологде (8172) 72-94-66.

Создание сайта в Вологде