В ЕВРОШОПЕ...

№29 (151) от 19 июля 2000 г.

Если в заголовке вам чудится что-то неприличное, - очень хорошо. Это выдает не только ваше чувство юмора, но и бдительность. А значит, вас труднее поймать на крючок печально известной фирмы «Еврошоп», морочащей голову миллионам россиян.

Вологда - не исключение. То и дело в почтовые ящики горожан попадают конверты с кричащими надписями типа “Срочно! Важная персональная информация о выигрыше!”

Лишение невинности по почте

Содержимое конвертов может вскружить голову многим, а особенно тем, кто из-за хронического безденежья вынужден давиться одними макаронами, а отпуска проводить за прополкой картошки. Еще бы не обалдеть! - в личном послании написано, что вы победили в каком-то розыгрыше и скоро получите или иномарку, или путевку в жаркие страны, или просто кучу денег.

Осталась сущая мелочь - письменно запросить ту же машину, а попутно обязательно заказать по почте в “Еврошопе” парочку товаров (посуду, обувь, бытовую технику и т.д.). Их каталог, а также бланки переводов уже вложены в чудо-конверт. Только заплати и жди свои сковородки, а в придачу - “железного коня” - на халяву!

Но многие уже научены - нельзя и капитал приобрести, и невинность соблюсти. Вот и жители дома №99 по улице Чернышевского, которые принесли в редакцию “Премьера” очередную партию “еврошоповских” посланий, уверены, что их водят за нос, но каким способом - не поймут. Уж больно все гладко и сладко написано...

Действительно, только после детального изучения текста “призового” письма становится ясным, почему вы не получите ни машины, ни путевки, ни больших денег. “Еврошопу” надо лишь продать свой ширпотреб, а там - хоть трава не расти.

Вот лишь основные уловки письма:

Написано: “В сегодняшнем розыгрыше 7.000.000 рублей были оглашены среди прочих имена следующих Главных победителей” (Далее - три фамилии и их “выигрышные” номера).

На что расчет: людей ошеломит сумма 7 миллионов рублей, внимание притупится, и дальше им легче “вешать лапшу”.

Что на самом деле: розыгрыша наверняка не было. Во-первых, остались бы “следы” - сообщения в прессе, на телевидении, в самом письме: сколько было участников, где и как определялись победители и т.д. Во-вторых, трое вологжан названы (обратите внимание) СРЕДИ ПРОЧИХ. Это означает, что “Главных победителей” - вовсе не трое, а много. (Сотня?.. Тысяча?.. Неизвестно!)

* * *

Написано: “Одному из этих трех победителей гарантирован Главный приз. 1-ый Приз - Фольксваген (см. на обороте).”

На что расчет: людей еще больше заворожат красивые фото и слова - “Фольксваген” и “гарантирован”. Наживка проглочена еще глубже...

Что на самом деле: никто не гарантирует получение машины или путевки. На обороте письма повторены правила розыгрыша, но текст чуть-чуть не совпадает. Читаем: “Вы выиграли приз в розыгрыше 7000000 рублей, если Ваше имя оказалось в списке выигравших...” Обратите внимание - выиграли не “Фольксваген” или “Главный приз”, а просто - ПРИЗ. И кто скажет, где напечатаны истинные правила - на лицевой стороне письма или на обороте...

* * *

Написано: “Вы можете запросить Главный приз... Вы получите приз так скоро, как это возможно”.

На что расчет: людей должна очаровать легкость получения иномарки. Не надо никаких денег и формальностей - накарябал “Да, хочу машину!” и продолжай дальше пить...

Что на самом деле: уже знакомые нам фокусы со словами. Да, отошлете запрос “Главного приза”, но вдобавок к купленным сковородкам или миксеру получите просто ПРИЗ, о чем фирма открыто заявляет. Что за приз, “Еврошоп” стыдливо умалчивает, пишет только, что подарок будет “удивительным”. Наверное, какой-нибудь набор открыток “Красоты Урюпинска” или гробик для куклы Барби.

Список хитростей можно продолжать долго, тем более, что фирмы, торгующие по почте, придумывают все новые способы охмурения граждан. Только одно у них общее - конспирация: например, вместо адресов - всегда безликие “а/я” (видимо, чтобы “победители” их не нашли и морду не набили).

Моя хата с краю...

Обвинить “еврошопы” в обмане можно, но доказывать - бесполезно. Потому что проплаченные товары они пришлют, а на вопросы, “где гарантированный “Фольксваген”?” ответят (если их найдете), что вы невнимательно прочитали письмо, не так поняли...

Такие уловки - это, скорее, недобросовестная реклама. Она запрещена законом. Но кто, скажите, будет тратить деньги на адвокатов и жечь свои нервы в поисках московских торгашей? Правильно, никто - забот и так хватает. Кстати, дельцы это тоже учитывают, и поэтому никого не боятся.

Есть вопрос куда больнее - откуда у “Еврошопа” и других подобных контор точные адреса вологжан? Причем не только жителей областного центра, но и многих районов. Ведь свободный доступ к нашим адресам посторонних лиц (кроме уполномоченных органов) - явный криминал.

Известно немало приемов заполучить адреса. Если вы когда-нибудь заказывали что-то по почте, ваши координаты уже где-то осели, и любая фирма может ими воспользоваться. Иногда дельцы, завлекая призами, просят граждан написать адреса их родни, соседей - якобы для того, чтобы фирма в качестве рекламы тоже им что-то подарила...

Но самый простой способ - купить готовую базу данных домашних адресов, которые используют те самые уполномоченные органы (силовые структуры, телефонные и страховые компании, ЖЭКи, поликлиники...).

Конечно, такие сделки незаконны и должны пресекаться. Но сколько уже писано-переписано о торговле нашими “душами”, правоохранительные органы даже не шевелятся. Почему? Потому что нет команды “фас!”, а ловить проходимцев по собственной инициативе не принято...