Первые свои куклы череповчанка Марина Браулова сделала для... ресторана.

Душа куклы — на кончиках пальцев мастера

№29 (151) от 19 июля 2000 г.

Куклы работы Марины Брауловой.

Директора этого заведения однажды осенило проводить там детские праздники. Марине, театральному художнику по специальности, идея понравилась: творческому человеку всегда интересно попробовать себя в новом качестве.

Сделала целую серию кукол из папье-маше — детишки были бы в восторге, но... Как водится, ресторан со временем превратился в бандитский вертеп, и «куклы» там ценились совсем другие...

Но нет худа без добра — Марина вошла во вкус. Хобби превратилось в увлечение, появился даже какой-то азарт. Сейчас она буквально разрывается между основной, любимой работой — оформлением спектаклей — и не менее драгоценными «промыслами» — созданием потрясающих кукол и гобеленов.

Вторую большую серию кукол Марина сделала, используя уже не только папье-маше, но и дерево. В оформлении использовала как русские национальные мотивы, так и скандинавские, германские. Позже эту серию купил ювелирный магазин — для украшения витрины. Экстравагантная витрина наделала в Череповце много шума. Еще бы — контраст между знакомыми с детства пластмассовыми уродцами и авторскими работами, словно сошедшими с обложки дореволюционного журнала, разителен.

Правда, теперь Браулова даже немножко стесняется «ювелирной» серии — нынешние ее работы выполнены куда более «правильно», не только в соответствии с канонами, но и с заметным авторским почерком. Впрочем, мастер никогда не бывает полностью удовлетворен своим детищем.

Постигать науку изготовления кукол художнице очень мешало отсутствие информации: часто приходилось «изобретать велосипед», действовать методом проб и ошибок. По счастью, помогают столичные коллеги — опытные специалисты. Работы Брауловой экспонируются в московской галерее на Крымском валу, и галерейщица Карина Шаншиева очень ценит творения череповчанки, помогает советами.

Марина Браулова.

Именно в таких специализированных залах, как эта галерея, понимаешь, что куклы сейчас — игрушки для взрослых. Посетители ее — в основном из числа «новых русских», способные приобрести авторскую куклу за несколько сотен долларов. Правда, требуют, чтобы и выглядела та соответственно — например, была одета в парчу. Впрочем, Марина Браулова не стремится потакать интересам такой публики. Если мастер считает необходимым одеть куклу в кружева, а не бархат с золотом, то так и поступает.

Вопрос, во что нарядить куклу, вообще очень сложный. Ценители и профессионалы-кукольники знают, что предпочтительна ткань старинная, вековой давности. Можно, конечно, использовать «новодел», но впечатление совсем не то. Поэтому Марине приходится где только можно отыскивать антикварные ткани.

В Череповце их днем с огнем не сыщешь, в Вологде же еще встречаются, но денег стоят немыслимых. Небольшой кусок — долларов пятьдесят, да и выбор невелик.

Лучше всего привозить старинные отрезы из-за границы. Скоро Марина Браулова собирается во Францию и уже заранее предвкушает, какие замечательные наряды сошьет для своих любимцев из заморского «антика». Мало того, что изготовление куклы — процесс очень трудоемкий, так еще и сильно бьющий по карману. К примеру, себестоимость обычной куклы на деревянной основе — 1500 рублей.

Не так давно Марина занялась и реставрацией старых кукол. Их — ровесниц века и даже старше — в России очень немного.

Время беспощадно к ним — у многих оторваны ножки, поломано туловище...

Бывают такие: голова и часть туловища — фаянсовые (от дорогих кукол известных фабрик), а остальное — тряпки. Очевидно, вначале ими забавлялись господские дети, а когда игрушки приходили в негодность, — отдавали крестьянским.

Любая такая кукла, даже отдельные ее части, очень ценится. К радости Марины, в Череповце есть состоятельный коллекционер, собирающий эти бесценные «обломки» и отдающий ей на реставрацию. Недостающие части делают заново. Единственное исключение — руки, их не заменяют, а только тщательно зачищают.

При реконструкции одежды используют лишь старинную ткань. Огромная удача, если на кукле сохранились хотя бы частички ее «родного» наряда. Естественно, реставратору не обойтись без консультаций с каталогами. Ведь восстановленная кукла должна максимально соответствовать оригиналу.

Через руки Марины проходят подлинные раритеты. К примеру, изделия германской фирмы «Саймон и Хальбиг». Или куклы советской фабрики «Журавлев и Кочетков», которые в 1937 году «удостоились» даже специального правительственного указа. Власти требовали повсеместно изымать и уничтожать куклы «Журавлева и Кочеткова» «за излишнюю буржуазность».

К слову, череповецкий коллекционер кукол-реликвий, в отличие от своих собратьев, не боится демонстрировать свое собрание, и сейчас его коллекция выставлена в одной из городских галерей.

Сама же Марина Браулова пока еще не собралась сделать персональную «кукольную» выставку, и широкой публике доступны лишь отдельные фрагменты ее творчества.

13
0