Носкову запрещали громко петь

№44 (166) от 31 октября 2000 г.

В родном Череповце его так любят, что треть 40-летних называют себя «друзьями детства» знаменитого певца.

Конечно, это - байки. Друзьями Николая были и остаются певица Ирина Федотова, музыканты Сергей Крутов, Александр Шорин, Юрий Андрианов и Валерий Чекин, которые в конце 70-х работали с Носковым в ансамбле ресторана “Океан”.

“Я хочу петь один!”

В многодетной рабочей семье Носковых петь любили только мама и Коля. Как и многие пацаны, неравнодушные к музыке, он записался в прославленный хор мальчиков под управлением Татьяны Кобриной. Но как-то на репетиции Носкова попросили петь потише, не заглушать хор. Юный певец очень обиделся и ушел. “Я хочу один петь, а там все поют”, - объяснил отцу Коля.

Но музыку “индивидуалист” не оставил: занимался и в школе, и в Череповецком ПТУ-2, и в армии. Вернувшись “из рядов” в 77-м, пришел в “Океан” и попросился в ансамбль. Прослушали - приняли, такой голос на дороге не валяется. А уже в 78-м Николай рванул в Москву - пробиваться на большую сцену.

Фальстарт

В столице амбициозный провинциал попробовал свои силы в ВИА “Ровесники”, а затем перешел в “Надежду”. Худрук “Надежды” Михаил Плоткин в молодом парне душеньки не чаял. И вскоре Николай понял, что Плоткина привлекает не только его вокал... Носков, устав от “ухаживаний” руководителя, плюнул на карьеру и вернулся на родину.

Ресторанные будни

Вернувшись в Череповец, вновь попросился в ансамбль “Океана”. Коллектив к тому времени обновился, появилась юная солистка Ира Федотова. Тем не менее и для Николая место нашли. И он сразу начал внедрять столичные сценические новшества. С его подачи появились подтанцовки, движение на сцене во время исполнения. Музыкантов Носков заставлял вставать в восемь утра (по ресторанным меркам - немыслимо рано) и приходить на репетицию. Николай добавил в репертуар новые песни. Коллегам сказал, что их автор - москов-ский поэт и композитор Сергей Касторский. Позже выяснилось, что Носков написал их сам, просто стеснялся признаться.

Немудрено, что тогда очередь в ресторан занимали с утра. Многие приходили специально, чтобы послушать Носка, которого считали “голосом №1”.

Сергей Крутов: “Ресторан - это великолепная школа: нужно было уметь играть любую музыку, сразу, без всяких партитур. И Гимн СССР играли, и похоронный марш... Не знаем песню, человек на ухо намурлыкал - сыграли. Совершенно невозможно было тогда купить аппаратуру. Пределом мечтаний был комплект аппаратуры “Бик”.

Была такая история. Появился в городе человек Юра, похожий на Винни-Пуха: толстый, веселый, разговорчивый. Этот Юра сказал: “У меня большие связи в Минкульте, я сделаю вам гастроли в Москве, приведу министра культуры СССР вас послушать”. Очень хотелось ему верить. Некоторую часть своих обещаний Юра сдержал: мы поехали в Москву, выступали в Сокольниках на фестивале”.

Привести на концерт череповецкого ансамбля министра культуры у Юры как-то не получилось. Оказалось, что в Череповце общительный “меценат” был “на химии” - отбывал наказание по статье “мужеложство”.

Богемный образ жизни, свойственный ресторанным коллективам, Носков, по словам друзей, не приветствовал. “Водкой он вообще никогда не увлекался. По поводу - выпивал, как все. О наркотиках тогда вообще мало кто слышал. В перерывах между выступлениями мы играли в шашки или шахматы”.

Секс-идол

“Девочки Носкова всегда любили больше, чем нас, - вспоминают музыканты, - Коля тогда пел лучше всех в Череповце, и множество девушек приходили в “Океан” послушать Носкова. Кричали “ура” и “в воздух чепчики бросали”... Здесь он и с будущей женой Мариной познакомился. Она была совсем девчушкой, широко раскрытыми глазками смотрела на кумира”.

Ирина Федотова: “Думаю, что если бы не Марина, он бы не состоялся в полной мере. Помню, как она вошла в ресторан: все мужчины повернулись в ее сторону, настолько была яркая и красивая. Музыканты все с открытыми ртами стояли. Марина, как только увидела Николая, сказала: “Это мое и навсегда. Просто Голливуд”.

Марина как в воду глядела. Она отправилась вслед за Носковым, когда он снова поехал покорять Москву. Потом они поженились и неразлучны до сих пор.

В Москву, в “Москву”!

Ирина Федотова: “В 80-м Николай уехал в Москву окончательно. Чувствовалось, что здесь он устал делать все “в песок”. Стал лениться, мог прогулять работу. Ему прощали: все-таки птица другого полета”.

Сергей Крутов: “Еще во время первого визита в Москву у Николая сложились хорошие отношения с Ильей Словесником (прославился как исполнитель хита “Украшает мужика борода” - авт.). Тот его приглашал вернуться, говорил: “Тухманов сейчас набирает новую группу, вышли ему пару записей своего вокала”. Николай отправил. Ответа не было месяца три, а потом Тухманов прислал “гарантийное” письмо”.

Композитор Давид Тухманов организовал тогда группу “Москва”. Проект был чисто студийным: ударник Серебряков, гитарист Белов и вокалист Носков. Чтобы обеспечить провинциалу стабильный источник дохода, Тухманов устроил певца на работу в ночной ресторан.

Утром “Москва” репетировала на даче Тухманова, затем - запись в студии, а ночью Носков ехал в ресторан зарабатывать на кусок хлеба. Над пластинкой трудились два года. Результат превзошел все ожидания: диск “НЛО” стал суперпопулярным. На гребне успеха собрались на гастроли, набрали больший штат, но каким-то влиятельным людям популярность группы была как кость в горле. На гастроли их не отпустили, а вскоре и вовсе “прикрыли”. Носков продолжал работать в валютном ресторане, а через несколько лет уехал в США в составе группы “Парк Горького”.

Хэппи-энд

И до, и после “Парка Горького” у Носкова случались “прорывы” - как у исполнителя и композитора. Но потребовалось почти двадцать лет , чтобы череповецкому парню, за плечами у которого были лишь ПТУ да любовь к музыке, добиться всероссийской популярности. Впрочем, можно взглянуть и с другой стороны: в “багаже” у Носкова - композиторский дар и отличные вокальные данные.

...И будучи безвестным, и став знаменитым, Николай не забывал родной город. В период неудач приезжал в Череповец за поддержкой - родные места действуют на него успокаивающе. Чаще приезжает инкогнито - о будущем визите знают лишь самые близкие. Нынешним летом привозил друзьям наброски новой программы, к участию в которой привлек симфонический оркестр. Недавно премьера этого грандиозного проекта “Дышу тишиной” с огромным успехом прошла в Государственном Кремлевском дворце.