В родном Череповце его так любят, что треть 40-летних называют себя «друзьями детства» знаменитого певца.

Носкову запрещали громко петь

№44 (166) от 1 ноября 2000 г.

10 октября. Сольный концерт в Кремле.

Конечно, это — байки. 

Друзьями Николая были и остаются певица Ирина Федотова, музыканты Сергей Крутов, Александр Шорин, Юрий Андрианов и Валерий Чекин, которые в конце 70-х работали с Носковым в ансамбле ресторана «Океан».

«Я хочу петь один!»

В многодетной рабочей семье Носковых петь любили только мама и Коля. Как и многие пацаны, неравнодушные к музыке, он записался в прославленный хор мальчиков под управлением Татьяны Кобриной. Но как-то на репетиции Носкова попросили петь потише, не заглушать хор. Юный певец очень обиделся и ушел. «Я хочу один петь, а там все поют», — объяснил отцу Коля.

Но музыку «индивидуалист» не оставил: занимался и в школе, и в Череповецком ПТУ-2, и в армии. Вернувшись «из рядов» в 77-м, пришел в «Океан» и попросился в ансамбль. Прослушали — приняли, такой голос на дороге не валяется. А уже в 78-м Николай рванул в Москву — пробиваться на большую сцену.

Фальстарт

В столице амбициозный провинциал попробовал свои силы в ВИА «Ровесники», а затем перешел в «Надежду». Худрук «Надежды» Михаил Плоткин в молодом парне душеньки не чаял. И вскоре Николай понял, что Плоткина привлекает не только его вокал... Носков, устав от «ухаживаний» руководителя, плюнул на карьеру и вернулся на родину.

Ресторанные будни

Вернувшись в Череповец, вновь попросился в ансамбль «Океана». Коллектив к тому времени обновился, появилась юная солистка Ира Федотова. Тем не менее и для Николая место нашли. И он сразу начал внедрять столичные сценические новшества. С его подачи появились подтанцовки, движение на сцене во время исполнения. Музыкантов Носков заставлял вставать в восемь утра (по ресторанным меркам — немыслимо рано) и приходить на репетицию. Николай добавил в репертуар новые песни. Коллегам сказал, что их автор — москов-ский поэт и композитор Сергей Касторский. Позже выяснилось, что Носков написал их сам, просто стеснялся признаться.

Немудрено, что тогда очередь в ресторан занимали с утра. Многие приходили специально, чтобы послушать Носка, которого считали «голосом №1».

Сергей Крутов: «Ресторан — это великолепная школа: нужно было уметь играть любую музыку, сразу, без всяких партитур. И Гимн СССР играли, и похоронный марш... Не знаем песню, человек на ухо намурлыкал — сыграли. Совершенно невозможно было тогда купить аппаратуру. Пределом мечтаний был комплект аппаратуры «Бик».

Была такая история. Появился в городе человек Юра, похожий на Винни-Пуха: толстый, веселый, разговорчивый. Этот Юра сказал: «У меня большие связи в Минкульте, я сделаю вам гастроли в Москве, приведу министра культуры СССР вас послушать». Очень хотелось ему верить. Некоторую часть своих обещаний Юра сдержал: мы поехали в Москву, выступали в Сокольниках на фестивале».

Привести на концерт череповецкого ансамбля министра культуры у Юры как-то не получилось. Оказалось, что в Череповце общительный «меценат» был «на химии» — отбывал наказание по статье «мужеложство».

Богемный образ жизни, свойственный ресторанным коллективам, Носков, по словам друзей, не приветствовал. «Водкой он вообще никогда не увлекался. По поводу — выпивал, как все. О наркотиках тогда вообще мало кто слышал. В перерывах между выступлениями мы играли в шашки или шахматы».

Секс-идол

«Девочки Носкова всегда любили больше, чем нас, — вспоминают музыканты, — Коля тогда пел лучше всех в Череповце, и множество девушек приходили в «Океан» послушать Носкова. Кричали «ура» и «в воздух чепчики бросали»... Здесь он и с будущей женой Мариной познакомился. Она была совсем девчушкой, широко раскрытыми глазками смотрела на кумира».

Ирина Федотова: «Думаю, что если бы не Марина, он бы не состоялся в полной мере. Помню, как она вошла в ресторан: все мужчины повернулись в ее сторону, настолько была яркая и красивая. Музыканты все с открытыми ртами стояли. Марина, как только увидела Николая, сказала: «Это мое и навсегда. Просто Голливуд».

Марина как в воду глядела. Она отправилась вслед за Носковым, когда он снова поехал покорять Москву. Потом они поженились и неразлучны до сих пор.

В Москву, в «Москву»!

Ирина Федотова: «В 80-м Николай уехал в Москву окончательно. Чувствовалось, что здесь он устал делать все «в песок». Стал лениться, мог прогулять работу. Ему прощали: все-таки птица другого полета».

Сергей Крутов: «Еще во время первого визита в Москву у Николая сложились хорошие отношения с Ильей Словесником (прославился как исполнитель хита «Украшает мужика борода» — авт.). Тот его приглашал вернуться, говорил: «Тухманов сейчас набирает новую группу, вышли ему пару записей своего вокала». Николай отправил. Ответа не было месяца три, а потом Тухманов прислал «гарантийное» письмо».

Композитор Давид Тухманов организовал тогда группу «Москва». Проект был чисто студийным: ударник Серебряков, гитарист Белов и вокалист Носков. Чтобы обеспечить провинциалу стабильный источник дохода, Тухманов устроил певца на работу в ночной ресторан.

С друзьями в Череповце.

Утром «Москва» репетировала на даче Тухманова, затем — запись в студии, а ночью Носков ехал в ресторан зарабатывать на кусок хлеба. Над пластинкой трудились два года. Результат превзошел все ожидания: диск «НЛО» стал суперпопулярным. На гребне успеха собрались на гастроли, набрали больший штат, но каким-то влиятельным людям популярность группы была как кость в горле. На гастроли их не отпустили, а вскоре и вовсе «прикрыли». Носков продолжал работать в валютном ресторане, а через несколько лет уехал в США в составе группы «Парк Горького».

Хэппи-энд

И до, и после «Парка Горького» у Носкова случались «прорывы» — как у исполнителя и композитора. Но потребовалось почти двадцать лет , чтобы череповецкому парню, за плечами у которого были лишь ПТУ да любовь к музыке, добиться всероссийской популярности. Впрочем, можно взглянуть и с другой стороны: в «багаже» у Носкова — композиторский дар и отличные вокальные данные.

...И будучи безвестным, и став знаменитым, Николай не забывал родной город. В период неудач приезжал в Череповец за поддержкой — родные места действуют на него успокаивающе. Чаще приезжает инкогнито — о будущем визите знают лишь самые близкие. Нынешним летом привозил друзьям наброски новой программы, к участию в которой привлек симфонический оркестр. Недавно премьера этого грандиозного проекта «Дышу тишиной» с огромным успехом прошла в Государственном Кремлевском дворце.

Антон Шведов, Мария Потоцкая

Привязка к району: 
30
0