Американская комедия

№47 (169) от 22 ноября 2000 г.

Все уже знают, что в США на президентских выборах хваленая американская демократия перехитрила саму себя. Но в Вологде теперь есть человек, который собственными глазами видел, как безобразно запутаны тамошние выборы.

Это руководитель об-ластной избирательной комиссии Людмила Антонова, которая две недели была в США в качестве одного из международных наблюдателей на выборах.

Вот лишь некоторые фрагменты из рассказа Людмилы Ивановны об удивительном заокеанском волеизъявлении.

Сам себе избиратель

“...Если в нашей стране все, кому исполняется 18 лет, автоматически заносятся в список избирателей, то американцы, если они собираются принять участие в выборах, должны заранее самостоятельно зарегистрироваться.

На участке человек заполняет определенную анкету, но его данные никем не проверяются. Просто в конце он дает присягу, что все сведения о себе он сообщил честно и правильно.

В некоторых штатах существуют ограничения избирательных прав. Их лишаются, например, за особо тяжкие преступления. И для того чтобы снова обрести избирательное право, нужно иметь знакомого конгрессмена, который бы поднял этот вопрос в Конгрессе.

Бумажные бюллетени на участках не выдают, они существуют только для того чтобы голосовать по почте. К примеру, на этих выборах 22% американцев голосовали вне избирательных участков. Кстати, участки там, как и у нас, находятся в школах. Кроме того, их открывают в церквях.

...Вся система компьютеризирована, поэтому итоги подводятся на избирательных участках уже через пятнадцать минут после окончания голосования. Распечатки сразу же вывешивают на дверь”.

Рекламный

беспредел

“...В нашем Законе “О выборах” есть целая глава “О предвыборной агитации” (где записано, что можно делать, а чего нельзя - Л.М.). Ни в одном американском законе этого нет. У них все, что происходит накануне выборов, называется “политической рекламой”. Поэтому и появляются, например, листовки с такими текстами: “Пусть у меня не стоит, чем я буду голосовать за Гора...” Рекламу кандидаты могут использовать, как хотят, как могут, и насколько хватит денег.

В Нью-Мехико (штат, где и работала Людмила Антонова - Л.М.) нам говорили, что Буш потратил на рекламу 96 миллионов долларов, а в одной из газет я прочитала, что все кандидаты истратили около трех миллиардов, чего никогда не бывало. Газеты там пишут, что хотят, а журналистов в Америке ругают, так же как и у нас.

Когда мы встречались с журналистами, то спросили, могут ли они за деньги писать, что один кандидат хороший, а другой - плохой. Они нашего вопроса не поняли. На то они и журналисты, чтобы заниматься политической рекламой, и это все понимают.

Даже если журналист напишет в газете явную неправду, то на него не будут подавать в суд, потому что вначале придется доказать, что статья являлась злым умыслом, а не шуткой. Там к таким вещам вообще очень спокойно относятся.

Президентские кампании могут финансироваться государством. При этом сумма, которую можно потратить на рекламу, ограничена. Если кандидат в президенты не берет денег у государства, то он может на формирование своего избирательного фонда тратить любые средства. Предела нет”.

Ты - покойник!

“...По закону фамилии кандидатов запрещено вычеркивать из списка за несколько дней до голосования. Из-за этого в штате Миссури в Сенат выбрали мертвого.

Губернатор штата погиб в авиакатастрофе, но его имя осталось в списке, а его основной соперник уже не мог вести активную борьбу и “хаять” мертвого. Большинство проголосовало за погибшего губернатора, и теперь в Сенате будет заседать его жена”.