«КАРАКАТИЦА» ПРОТИВ ДЖИПА,

№10 (184) от 6 марта 2001 г.

или Как сделать вездеход из частей трактора, грузовика, доильной установки и самолета Як-40.

На Вологодчине есть и по сей день такие населенные пункты, куда и вовсе нет дорог. Один лес да болота.

Например, деревня Согорки находится за 65 километров от твердой дороги, а поселок Дружба - за 100... Сколько богатств запрятано в бездонных кладовых природы, а добраться до них невозможно.

Например, есть у нас такое болото - Великая чисть. Тянется оно вдоль Сухоны на 60, а

вглубь, в костромские урочища, уходит аж на 250 километров! На большей части его и по сей день нога человека не ступала.

В Сямженском районе есть другое болото - Шиченьгское. Оно не столь масштабно, но и его просторов человеку не одолеть: 140 квадратных километров. Клюквы, брусники, черники, морошки родится здесь иной год столько, что кочек под ягодами не видно. Полчаса - и ведро. Два - три часа - и мешок. А попробуй-ка вынеси!

А еще в болоте озеро есть рыбное. Говорят, во время нереста рыбы тут столько, что поставь весло - стоять будет, а дичи вокруг озера - утки да гуси небо застят, а любопытные глухари сами в котелок заглядывают... Не верите? А вот проверить вам вряд ли удастся. Сил не хватит.

Местные же мужики живут и с рыбой, и с ягодами, и с дичью. Потому как действуют по пословице: “Голь на выдумки хитра”.

...То, что в Сямже есть свое самодеятельное конструкторское гнездо, было известно давно. Потому я и отправился туда, надеясь реализовать давнюю свою мечту, устроить гонки на самодельной вездеходной технике. Этакое “Сямженское сафари”. И не ошибся.

Каких только конструкций не увидел я, готовя праздник самодельщиков. Каракатицы, драндулеты, костотрясы - так называют их сами конструкторы, - поразили мое воображение. Но все по порядку.

Главным конструктором “Сямженского КБ” считается Вениамин Муравьев. Рыбак, любитель леса и техники, Муравьев много лет назад сконструировал вседорожник, используя в качестве колес... бочки из-под соляры.

Вездеход удался, но уж больно грохотали бочки на ходу... Потом Вениамину пришла идея сделать вездеход на пневмоколесах. Она оказалась заразительной, и сямженские изобретатели создали массу конструкций, используя маломощные двигатели от списанных мотоколясок.

С помощью системы реверса сямженские кулибины сделали свои машины и трактора 8-ми-, 12-ти-, 16-ти- и даже 28-скоростными... Причем такой агрегат может тащить большой груз, двигаться назад, преодолевать любые препятствия.

Посреди села Сямжи течет в крутых берегах быстрая речка Сямжена. Настолько быстрая, что местами не замерзает даже в самые лютые морозы. Я спросил одного из самодеятельных конструкторов, Анатолия Хватова,смог бы его агрегат спуститься в реку, преодолеть льды и промоины и снова выбраться на дорогу.

Хватов, не моргнув глазом, завел свою “каракатицу”. Через минуту, взломав на реке лед, его вездеход уже уверенно плыл черным студеным омутом, а потом стал карабкаться на обледенелый крутой берег. Я подумал тогда, что на беду загнал мужика в реку, где как дважды два лишиться можно не только машины, но и жизни, что нужно срочно искать трактор с тросом... Но опасения мои оказались напрасными. Скоро Хватов со своим агрегатом был уже на дороге!

У Александра Кустова, кочегара местного АТП, “каракатица” имеет два ведущих моста, “ломающуюся” раму, как у трактора “Кировца”, оборудована магнитолой, печкой с трубой и спальным местом. Может обитать хоть на льду, хоть на воде, рыбу можно ловить прямо с борта, подкидывая дровишки в печку. Способна также пахать, боронить, окучивать, косить траву, перевозить тяжести. Сам Кустов - известный на всю округу печник. А в печном деле самое трудное - глину месить. Так он к этому занятию свою “каракатицу” приспособил. Одного только не может его агрегат - жену заменить...

...В день парада и гонок самодельной техники в Сямже ударили морозы. Термометр падал к тридцатиградусной отметке. Из заявившихся тридцати самодельщиков на стадион прибыли только двадцать. Но были участники из Харовского района, из Вологодского, почти за триста километров приехали череповчане, уверенные в своей победе.

В гонках собирались принять участие и признанные вездеходы - уазики, “Нивы”, причем с “АвтоВАЗа” прибыли две экспериментальные “Нивы”, которые должны были проявить свои вездеходные качества.

Но сначала был парад и демонстрация возможностей техники. Впереди колонны восседал на своем “костотрясе” в нагольном полушубке, больших валенках похожий на Илью Муромца Валентин Клопов, зам. главы Сямженской районной администрации. Первый конструктор Муравьев ехал на своем универсальном самодельном тракторе, его сын Александр - на огромном четырехколесном болотоходе. Александр Кустов сидел на своей дымящей трубой “каракатице”, словно Емеля на печи. Ехали с балалайками и гармошками, группами поддержки, и впереди летела по дорожке стадиона радостная вереница собак...

А потом были испытания. Кустов поставил управление своего агрегата на автомат и под визг слабонервных дам ложился под огромные колеса болотохода, ездил на нем задом и разворачивался практически на месте. Николай Шебалдин на четырехногом карем вездеходе штурмовал снежную целину.

Вслед за карьком ринулись на штурм снегов “уазик”, “Нивы” и даже те две экспериментальные, но все они, не пройдя и двадцати метров, встали. Пришлось звать на помощь зрителей, и под восторженный гам признанные вездеходы были спасены из снежного плена.

А впереди ждало главное испытание - гонки по пересеченной местности, по нетронутым, глубоким снегам. Волновались. Трасса была незнакомая.

И вот старт! Сверкая фарами, окутывая лощины дымом и треском, рванулась вперед родимая, из металлолома собранная, многострадальная, незаменимая, универсальная, болотница и огородница, работница, мужику пособница...

В первые же минуты вперед вырвался череповчанин Голиков, но быстро потерял первенство. Вперед вырвался конструктор из Сямжи Николай Пантин. Но и он недолго был в лидерах. На первом крутом подъеме все смешалось. Порой казалось, что перед нами панорама величественного танкового сражения времен второй мировой.

...Финишная прямая. Вот-вот должна показаться машина Вениамина Муравьева, ведомая его сыном Александром. Именно он первым вырвался из снежного плена и вышел на ровное место. И тут публика ахнула: первым летел болотоход Карпова. Муравьев изо всех сил пытался его достать на последних метрах. Но тщетно. Третьим финишировал Александр Кустов на вездеходе с печкой, четвертым - Пантин. Череповецкий же конструктор Голиков, грозившийся победить всех, был только шестым.

По-настоящему не повезло на гонках лишь сямженцу Александру Новикову, которому пришлось ремонтировать свой вездеход прямо на трассе. Все остальные успешно преодолели сложнейшую трассу и пришли к финишу без потерь, подтвердив еще раз, что русский мужик чрезвычайно талантлив, технически смекалист и находчив.

...Однажды на озере Кубенском встретил я странное сооружение, не похожее ни на одно из виденных мною транспортных средств. Хозяин его, Сергей Лешуков, рассказал, что рама у его агрегата взята от трактора Т-25, коробка передач - от ГАЗ-53, редуктор - от электрокара, мотор - от компрессора доильной установки, а вот колеса были от... самолета Як-40.

Это самоходное чудо бойко катило по снежной глади Кубенского озера. Оно напоминало мне нашу многоукладную экономику, но в отличие от лешуковского агрегата экономика наша бежать не желает. Наверное, стоить приделать ей еще и колеса народной инициативы?