БЕРЕГИСЬ, АВТОМОБИЛЬ!

№15 (189) от 11 апреля 2001 г.

По доходам кражи машин держат второе место после торговли наркотиками.

Хотя в Вологде автоворовской бизнес не так развит, как в крупных городах, однако и у нас изредка появляются преступные группы, которые специализируются на кражах машин.

Только за прошлый год в областной столице было украдено 78 автомобилей, из них 57 машин уже найдено.

Раз пошли на дело...

Обычно воровская группа состоит из пяти, максимум шести “специалистов”: кто-то непосредственно угоняет, кто-то перебивает идентификационные номера, кто-то оформляет документы, кто-то находит каналы сбыта ворованных машин. Угонщик получает за свою работу 10 - 20 тысяч рублей. Оформление липовых документов стоит 7 - 8 тысяч.

Хорошо организованная группа, угоняющая машины под заказ, каждую свою операцию, как правило, тщательно планирует.

После того как заказчик определится с маркой и цветом машины, начинается работа по поиску подходящей “тачки”. Угонщики “пасут” объект, вычисляют район и разрабатывают самый безопасный маршрут, по которому украденную машину будут перегонять в укромное место (обычно подготовленный заранее гаражный бокс или сарай). А потом, если машина заказывается “целиком”, ей дают около месяца отстояться. Впрочем, ее могут пустить в оборот и по частям.

Наибольшим спросом у заказчиков сейчас пользуются вазовские “девятки” и 99-е модели. Машина должна быть не старше двух лет и не слишком броской по цвету. Разные “металлики” большой популярностью не пользуются. Наиболее ходовой цвет - “баклажан”.

Подарок воришке

Как говорят сотрудники отделения по раскрытию краж автотехники городского УВД, очень часто в кражах виноваты сами владельцы машин. Даже при наличии гаража хозяева оставляют любимых “железных коней” во дворе дома, при этом нередко ставят их даже не под окнами дома, а где-нибудь в темном закоулке, откуда грех не угнать.

А иногда происходят вообще парадоксальные истории. Был случай, когда владелец машины зимой решил прогреть авто, запустил двигатель, оставил в замке ключи зажигания (!), а сам... пошел домой пить чай. Естественно, когда через 20 минут он вышел на улицу, машины уже и след простыл. Кстати, именно из дворов машины угоняют чаще всего.

Впрочем, нередко не спасают и гаражи. Пробить кувалдой стену толщиной в полкирпича или разобрать деревянную крышу больших проблем для воров не составляет.

Кстати, и с оставленными в гаражах машинами хозяева, бывает, крупно прокалываются - забывают в машине ключи и документы. Забравшийся в бокс воришка прямо в машине сам выписывает доверенность на свое имя, и после этого никакой “гибэдэдэшник” уже не придерется.

С поисками “грамотно” украденной машины милиционерам, бывает, приходится биться годами. Например, только недавно нашли машину, которую у одного пенсионера украли еще в 94-м году!

Любопытно, что хозяин машины в свое время на ней толком и покататься не успел. Ее украли на следующий день после покупки. А когда в этом году мужчине сообщили о находке, его, говорят, пришлось отпаивать валидолом.

А вообще машина, хоть и вещь большая, но и ее зачастую приходится искать подобно иголке в стоге сена. В Вологде работают 120 гаражных кооперативов. В каждом из них в среднем несколько сотен боксов. В поисках одной машины посетить все гаражи милиционерам просто невозможно.

Сыщикам отделения по автотехнике зачастую приходится в прямом смысле жить на работе и спать на своих рабочих столах.

“Но это ерунда, - говорит начальник отделения по розыску транспорта Вадим Озарчук. - Ты лучше напиши, что мы искали, ищем и будем искать все украденные машины. И обязательно найдем.