Тайны Плесецка

№15 (189) от 11 апреля 2001 г.

Дорога к звездам устлана не только орденами, но и человеческими костями...

...Внезапно раздался мощный взрыв, и вся стартовая площадка превратилась в огненный шар.

Люди в эпицентре взрыва сгорели мгновенно. Те, кто был на верхних площадках колонн обслуживания, в панике прыгали живыми факелами с высоты около 30 метров...

Проект «Ангара»

...Все слышали о Байконуре, но мало кто знает, что львиную долю космических запусков выполняет его “младший брат”, - космодром Плесецк, что спрятался в тайге всего в пятистах километрах от Вологды.

История этого космодрома началась в 50-е годы со строительства совершенно секретного объекта стратегического назначения под кодовым названием “Ангара”. Официальной датой рождения космодрома считается 15 июля 1957 года, хотя поначалу он назывался полигоном. Приоритет в те годы “холодной войны” был отдан РВСН - ракетным войскам стратегического назначения.

Тайга и болота встретили первых строителей. Жили в палатках и землянках, случалось, ночью волосы примерзали к подушке. Почти сразу началось возведение стартового комплекса. При его сооружении потребовалось вынуть около миллиона кубометров грунта и уложить свыше 30 тысяч кубометров бетона.

Уже в октябре 1957 года на дежурство заступили первые ракеты. А в мае 1964 года ракетные комплексы Плесецка перевели на “мирные рельсы”. Началось формирование космических частей.

Практически до 1966 года американская разведка ничего не знала о существовании в архангельских лесах стратегических ракет. Только после первого старта искусственного спутника Земли “Космос-112” по траектории ракеты американцы вычислили точку старта.

Да и название космодрома “Плесецк” до сих пор отдает духом секретности. Ведь Плесецк (так же, как и Байконур) - всего-навсего небольшой райцентр рядом с космодромом, не имеющий к нему никакого отношения. Позже здесь для космических тружеников вырос настоящий город, которому дали красивое имя - Мирный.

За время существования космодрома произведено около 2000 запусков космических аппаратов военного, двойного и хозяйственного назначения. В последнее время по количеству запусков космодром Плесецк уверенно вышел на ведущее место в мире.

Секретный кошмар

Два ордена - Красного Знамени и Трудового Красного Знамени - вручены Плесецку за вклад в освоение космического пространства. Однако в гонке за первенство в космосе были не только достижения, но и горькие потери.

К примеру, во время испытаний ракетоносителя “Космос” в июле 1973 года здесь погибли 9 военнослужащих. А крупнейшая катастрофа 18 марта 1980 года унесла жизни уже 48 человек.

В тот трагический день ничто не предвещало беды. Подготовка ракеты к запуску проводилась согласно графику - шла заправка верхних ступеней. В топливных баках первой и второй ступеней уже находилось более 300 тонн жидкого кислорода и более 50 тонн керосина. Чтобы понять степень опасности такого количества топлива, достаточно представить себе одномоментный взрыв боеприпасов на огромном артиллерийском складе.

В момент заправки на площадках колонн обслуживания, охватывающих ракетоноситель с двух сторон, и на площадках обслуживания непосредственно под соплами двигателей ракеты находилось около полусотни человек.

Неожиданно прогремел страшный взрыв, после которого стартовая площадка стала огромным пылающим шаром. В том кошмаре удалось спастись только тем, кто в момент взрыва был в специальных укрытиях либо на удалении от места старта. Люди, находившиеся в эпицентре взрыва, сгорели в считанные секунды. Номера расчета запуска, которых ЧП застало на верхних площадках колонн, пытаясь спастись, прыгали с высоты около тридцати метров, и тоже погибали, догорая на земле живыми факелами. 48 человек...

Сначала на всех погибших подготовили представления о награждении орденами и медалями. Однако правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы сделала вывод, что взрыв произошел по вине одного из номеров расчета. В итоге никто не был награжден. Наоборот - последовали “оргвыводы”.

Ни свидетельства очевидцев трагедии, участвовавших в подготовке запуска и оставшихся в живых, ни сомнения экспертов не повлияли на решение комиссии. Вероятно, это было очень удобно - списать всю вину на погибших, которые уже ничего не могут опровергнуть.

Но ровно через год на соседнем стартовом комплексе за несколько часов до старта чуть было не случилась еще большая трагедия. Только благодаря мужеству, профессионализму и слаженности номеров расчета удалось избежать взрыва.

Причина фатальной неисправности оказалась до боли простой - на одном из заводов, выпускавших специальные фильтры для системы заправки ракеты, нарушили технологию. Вместо специального припоя, которым паялись фильтры, применили обычный. При взаимодействии с перекисью водорода (один из компонентов ракетного топлива) такой припой становится мощнейшим катализатором, что и приводит к взрыву.

И вновь инцидент не получил должной огласки - вышестоящее начальство защищало “честь мундира” одной из ведущих фирм, создающих космическую технику. Жертвы катастрофы 80-го года так и остались “без вины виноватыми”. Только теперь уже никогда запуски космических аппаратов в России не производятся 18 марта. Это стало своего рода “законом”. Космонавты - суеверные люди.

А в память о своих боевых товарищах при въезде в Мирный они установили монумент, по форме напоминающий стартовый комплекс. Там всегда горит Вечный огонь...