И вкус отечества нам сладок...

№17 (191) от 25 апреля 2001 г.

Наша справка. Предприятие: ОАО “Сухонский молочный комбинат”.

Год основания: 1933.

Генеральный директор: Чечулин Александр Леонидович.

Специализация: выпуск молочных консервов.

Адрес: 162100, г.Сокол, Набережная Сухоны, 24. Телефон: 2-11-03.

Еще лет 10 назад, мне, тогда студентке Вологодского пединститута, пришлось попутешествовать по просторам бывшего Союза. И в какой бы город я ни попадала - Мурманск, Владивосток, Нижний Новгород, Херсон или Кустанай, - везде в продуктовых магазинах, посверкивая жестяными крышечками, “синела” наша родная сокольская сгущенка.

И сразу вспоминался вкус сгущенного молока, знакомый с детства, а на душе становилось теплее, как будто дома побывала. А бывало и такое, что друзья-греки привозили нам с Кипра полакомиться несколько баночек с тамошней сгущенкой. Как выяснилось, и она тоже была сделана у нас в Соколе.

Даже по прошествию стольких лет сгущенное молоко и другая сладкая продукция Сухонского молочного комбината по-прежнему любима, так же сладка и до сих пор пользуется огромной популярностью. Это доказал генеральный директор ОАО “Сухонский молкомбинат” Александр Чечулин.

- У нашего предприятия не только на территории Вологодской области, но и на всем Северо-Западе России нет конкурентов. Единственное предприятие, которое также выпускает консервированную молочную продукцию из цельного молока, соответствующего ГОСТу, находится в Смоленской области. И тем не менее продукцию нашего предприятия покупают с большим азартом и в Питере, и в Москве, и в Сибири.

- Александр Леонидович, складывается впечатление, что ваше предприятие живет без проблем. Так ли это?

- Нам живется несладко, хоть и производим мы известное лакомство. Наверное, многие заметили, что цены на нашу продукцию подскочили. Причина в том, что закупочная цена молока в Вологодской области одна из самых высоких в России - 5 рублей 28 копеек за литр первого сорта. Подорожал и сахарный песок. Выросли цены на основное сырье - поднялась и стоимость выпускаемой продукции.

- Как решить эту проблему?

- Необходимо увеличить объемы производства, и скоро это произойдет. Зимой мы перерабатываем 60 - 70 тонн молока в сутки, а летом объемы увеличиваются в два раза. За счет увеличения объемов уменьшается себестоимость продукции. Естественно, снижаются затраты на перевозки, на амортизацию и так далее.

- Александр Леонидович, как так получилось, что московская фирма “Соинтраст” стала вашим инвестором?

- Ни для кого не секрет, что наше предприятие было на грани банкротства. Ситуация сложилась так, что в конце апреля прошлого года мне пришлось покинуть предприятие. В летний период предприятием руководил человек не совсем компетентный в производственно-экономических делах. За второй и третий квартал 2000 года молкомбинат понес убытки - около 10 млн. рублей. 31 августа 2000 года на предприятии состоялись выборы генерального директора - акционеры проголосовали за меня.

Несмотря на то, что в первом квартале 2000 года удалось получить прибыль, у комбината к сентябрю кредиторская задолженность составила 30 млн. рублей. Тогда наш коллектив решил искать совместно с сельхозпроизводителями-акционерами нормального инвестора, чтобы сохранить производство. Предложений было много, однако предпочтение мы отдали московской фирме “Соинтраст”.

С первого же дня ими было заявлено, что все молоко от местных производителей, будет принято на комбинате.

Кроме этого, москвичи имели обязательства внести сразу 15 миллионов рублей на пополнение оборотных средств. На сегодняшний день все обязательства фирмой “Соинтраст” выполнены.

- Я знаю, что продукцию вашего комбината в очередной раз высоко оценили специалисты. Как это было?

- Вы помните, в Советском Союзе был “Знак качества”, которым награждали продукцию высшего класса? Наш “Кофе со сгущенным молоком” этот знак получил одним из первых. Сейчас мы стараемся держать марку на высоте. С сентября прошлого года по март этого наша продукция завоевала 3 золотых и 5 серебряных медалей на различных региональных выставках.

Вся основная наша продукция - “Сгущенное молоко с сахаром”, “Сливки сгущенные с сахаром”, “Какао со сгущенным молоком” - в течение 2000 - 2001 годов получила золотые медали. Последняя высшая награда привезена сотрудниками комбината с 8-й Международной ярмарки продовольственных товаров и сырья “Продэкспо-2001”. Там чемпионом среди какао стало наше “Какао со сгущенными сливками и сахаром”.

- Было время, когда вкус сгущенного молока, сделанного в Соколе, знали на Кубе, в Монголии, в Греции и других странах. Сейчас вы поставляете за рубеж свою продукцию?

- До перестройки мы работали со многими странами, но в 90-м году все прекратилось. Связи остались. Вот в прошлом году из Израиля поступило предложение о поставках сгущенного молока, а на прошлой неделе - из Греции. Там еще помнят вкус нашей сгущенки.

Однако сейчас выходить на внешний рынок - дело рискованное. Сделки заключаются на определенный срок, обычно от полугода и больше. Вся оплата идет в валюте. Если мы поставляем им банку сгущенного молока по курсу доллара на сегодняшний день, то и через месяц-два мы должны ее поставлять по той же фиксированной цене. В нашей стране предугадать поведение доллара невозможно. Он может завтра так скакнуть, что мы просто останемся на бобах. Тем не менее не исключено, что в будущем мы снова будем экспортировать свою продукцию за рубеж.

- И в завершение - традиционный вопрос: “Какие у вас планы на будущее?”

- В ближайшее время мы вновь запускаем в производство сгущенку из обезжиренного молока со вкусом малины, ежевики, клубники, персика, киви, яблока, меда и другими. Всего 31 наименование. В прошлом году была выпущена пробная партия из сухого обезжиренного молока. Однако сейчас использовать только сухое молоко невыгодно - цена на него подскочила.

В этом году нашим коллективом была разработана новая технология, где используются растительный жир и сухое молоко. Качество продукта значительно улучшилось. Кроме этого, в ближайшее время мы планируем вернуться к производству нашего старого доброго кофе со сгущенным молоком и кофе со сгущенными сливками. И потом, мы надеемся, что в скором времени вся наша продукция станет “золотой” - каждое наименование, выпускаемое комбинатом, получит высшие награды на различных выставках и конкурсах.

4
0