ПЛЕННИКИ ШИРПОТРЕБА

№18 (192) от 2 мая 2001 г.

Ссоры в магазинах - признак общей бедности и слабой конкуренции.

Похоже, в Вологде началась война между предпринимателями и Союзом потребителей. Ругань из-за бракованной обуви переросла в суды.

“Боевые действия” начались с того момента, как бизнесмен Андрей Рычков, торгующий обувью, решил бороться с покупателями, которые, по его выражению, превращают магазин в прокат. “Дошло до того, что носят сезон зимние сапоги, а потом требуют заменить их на летние туфли!” - возмущается Рычков.

По его мнению, во всем виноват... Закон о защите прав потребителей, который “чересчур отстаивает интересы народа”. Вот люди и начинают возвращать товар по своему хотению... Устав от разборок, предприниматель решил “вышибать клин клином”, а именно - руководствоваться исключительно законом, то есть идти в суд, если речь идет о возврате денег.

Но такая жесткая позиция, похоже, только подлила масла в огонь. Уже не халявщики, а обычные покупатели, получая отказ сразу обменять бракованную обувь или получить назад все деньги (магазин предлагал ремонт за его счет плюс часть суммы), отвечали угрозами.

А одна бабушка, которую внучка послала “выплакать” деньги за купленные ботинки, просидела в магазине Рычкова “Хрустальный башмачок” целый день, агитируя всех входящих не покупать обувь. Пенсионерка собиралась там ночевать, поэтому ее выносили (!) из магазина.

В общем, в результате новой политики общения с покупателями у “Башмачка” сломали вывеску...

Между тем за соблюдением незыблемого правила “клиент всегда прав” должны старательно наблюдать и государственные, и общественные организации. К первым относятся: Госторгинспекция, налоговая инспекция, отделы защиты прав потребителей администрации области и города, Центр стандартизации, Гос-

санэпиднадзор. Общественники - это Союз потребителей.

Как раз последний, по мнению Андрея Рычкова и его представителя - юриста Романа Бульенова, и подогревает агрессию людей. “Вместо того чтобы разбираться в каждой ситуации, Союз внушает людям, что деньги им вернут при любом раскладе”, - говорит Бульенов.

Журналистка “Красного Севера” Татьяна Шалушкина, которая возглавляет вологодский Союз, соглашается с тем, что “покупатели-экстремисты” есть. “Зачастую в марте, под конец зимнего сезона, нам поступают звонки от людей, которые относили обувь по несколько месяцев и хотят ее сдать, - говорит Шалушкина. - Мы предупреждаем, что суд будет ориентироваться на сезон, поэтому затевать процесс не стоит”.

Но в то же время Татьяна Галактионовна уверена, что из-за дешевизны большей части продаваемой в России обуви (средняя цена - около 320 руб.) предприниматели, делающие бешеные наценки, должны возвращать полную стоимость бракованной пары безоговорочно.

Считая, что Рычков не уважает закон, пытаясь найти лазейки да потянуть время судами и экспертизами, Шалушкина посвятила его магазину несколько резких публикаций в “Вологодской неделе”. Однако Рычков, усмотрев в статьях нанесение ущерба его чести, достоинству и деловой репутации, подал судебный иск против Союза потребителей.

Для Союза этот суд стал первым за 12-летнюю историю существования. Н

а судебное заседание явились более десятка обиженных покупателей, которые в красках поведали свои беды. Туда же пришли представители цеха “обувщиков” - поддержать Рычкова. “Андрей, - показывали друзья Рычкову на свидетелей. - А эти и у нас обувь сдавали!” Таких, по утверждению бизнесмена, только в зале суда было четверо.

5 апреля судья Нина Гоглева вынесла решение, согласно которому Татьяна Шалушкина не смогла доказать то, о чем писала. Выяснилось, что Рычков не торгует обувью преимущественно низкого качества, как утверждалось в статье, и у него - обычный процент брака. И ежедневных митингов обманутых покупателей, которые живописались в статье, тоже не было.

Казалось бы, финал ясен. Но не Шалушкиной и не Рычкову. Суд только подхлестнул их противостояние.

Татьяна Галактионовна, например, долго меня уверяла, что ее задача - информировать потребителя, а не заниматься рекламой или антирекламой. Но, узнав, что вологодские и череповецкие предприниматели, разделяющие взгляды Рычкова, хотят объединиться, заявила: “Они объединяются против покупателя. Они создадут себе антирекламу, а мы объявим, на какой основе они объединяются. Я молчать не буду!”

Кстати, о рекламе. Как утверждают люди, работавшие с Татьяной Шалушкиной, в своей газете она успевает не только бичевать бизнесменов как председатель Союза потребителей, но и писать хвалебные рекламные материалы на платной основе. Деньги не пахнут?

Разумеется, у людей, которые все это читают, голова идет кругом. Кому верить? Как быть?..

И вот здесь даже Шалушкина с Рычковым на удивление единодушны. Потому что лучше других знают: качественной импортной обуви в Вологде нет и, похоже, не будет. Потому что стоит она 8 - 10 тысяч рублей. Впрочем, даже она не выдерживает нашей зимней “химии” на улицах и расклеивается точно так же, как и купленная за тысячу-две.