Пляски под дождем

№27 (201) от 4 июля 2001 г.

30 июня в Вологде стартовал VI всероссийский театральный фестиваль «Голоса истории».

Вэтом году фестиваль отмечает свой первый серьезный юбилей - 10-летие.

В 1991 году его организаторы и не представляли, что так скоро их детище приобретет статус всероссийского. А учитывая то, что в этом году в конкурсной программе участвует театр из Греции, можно говорить о международном признании фестиваля.

Кстати, на этот раз желающих участвовать в «Голосах» было столько, что отборочной комиссии пришлось немало потрудиться, чтобы отобрать достойнейших. Художественный руководитель фестиваля, заслуженный деятель искусств России Константин Щербаков отметил, что главным при выборе спектакля было соответствие тематике фестиваля и возможность играть на свежем воздухе. В итоге в конкурсной программе будет показано 12 спектаклей.

Уже за неделю до начала фестиваля не было билетов на спектакли москвичей. Организаторы при слове «приглашение» бледнели и говорили, что билетов нет даже для... и смотрели в потолок. И в самом деле, такого количества знаменитостей в Вологду не приезжало давно: Лев Борисов, Петр Фоменко, Марк Розовский, Владимир Андреев...

Первыми свою работу представили артисты Московского театра имени Ермоловой. В Вологду они привезли мистерию по произведению Алексея Ремизова «Царь Максимилиан». Спектакль играли в Консисторском дворе вологодского кремля. Роль царя с блеском исполнил народный артист СССР Владимир Андреев.

Однако громче всех зрители приветствовали Льва Борисова, который почему-то всем запомнился в роли Антибиотика в «Бандитском Петербурге».

Актерам пришлось играть под проливным дождем, из-за которого со спектакля убежал промокший глава города Алексей Якуничев. (Организаторы дали маху, не подумав о навесе над зрительскими рядами). Повезло тем, кто прихватил с собой зонт. Самые стойкие надели целлофановые пакеты на головы. Остальные зрители «грелись» в летнем кафе. А актеры - пели, плясали и... мокли.

* * *

Перед спектаклем мне удалось побеседовать с артистом театра и кино Владимиром Андреевым. Рассказ о «своей Вологде» Владимир Алексеевич начал со стихов:

Когда в окно осенний ветер свищет

И вносит в жизнь смятенье

и тоску,

Не усидеть мне

в собственном жилище,

Где в час такой меня никто

не ищет,

Я уплыву за Вологду-реку...

О прошлом...

«В Вологде я не в первый раз. Я люблю этот город. Мой первый приезд в Вологду был связан с творчеством Виктора Астафьева. Когда я прочитал его первую пьесу «Черемуха», то написал ему. Он удивился и обрадовался, что его произведение читают в Москве, и пригласил меня сюда. Давно это было. Тогда Вологда была менее ухожена, тем не менее первое знакомство с этим городом было чем-то чрезвычайным для меня. Астафьев возил меня во всякие исторические места, на Кубенское озеро и рассказывал мне об истории обители, расположившейся посреди озера.

...Интересно, а сейчас у вас полощут женщины белье на реке? Наверное, нет, а тогда полоскали. Завораживающее зрелище - грустная лирика и своеобразная красота.

Спустя много лет я ставил спектакль в Германии, затосковал по дому. И в книжном магазине наткнулся на сборник стихов «Подорожник» Николая Рубцова. Пришел в гостиницу и зачитался. Эти стихи мне очень помогали на чужбине. Теперь, когда я приезжаю в Вологду, то обязательно езжу на могилу Рубцова. Я даже записал большую программу, посвященную его творчеству».

О будущем...

«Скоро на экраны выйдут два фильма, в которых я снимался. Один из них - сказка «Горе-злосчастье», где я играю Бабу Ягу. Это молодая Яга, ей всего 320 лет. Она добрая, не ест людей, любит репу пареную, пироги с капустой. Помогает Ивану в его борьбе с горем-злосчастьем. И второе: классик отечественного кино Ярополк Лапшин, который снимал «Угрюм-реку» и «Продлись, продлись, очарование», завершил картину «На полпути в Париж». Фильм о судьбе ученого в сегодняшней России».