Бегущий по волнам

№1 (227) от 9 января 2002 г.

Бегущий по волнам


Уникальные модели кораблей нашего земляка Ивана Малашени расходятся «на ура» по всему миру.

Творения Ивана Ивановича дарили консулу Югославии и нашему послу в Ливии. В магазинах Гамбурга их раскупали за считанные часы, в Калининград-ском музее Мирового океана красуются две работы вологжанина.

«Я как сапожник без сапог! - смеется Малашеня, - все раздарил!» Он кивает на сервант, где скромно пристроилась малюсенькая рыбацкая лодка - новгородская сойма. Модель длиной всего каких-то 20 сантиметров поражает своей точностью. Кажется, что ты Гулливер, а по кораблику сейчас побегут лилипуты-матросы, и на мостик выйдет капитан.

«Каждая досочка приклеена и скреплена деревянным гвоздиком, - рассказывает хозяин. - Причем головка такого гвоздика не более 0,2 миллиметра в диаметре». На палубе лодчонки - малюсенький металлический топорик и два якоря не более полутора сантиметров в длину, от которых тянется черный канатик, скрученный кольцом. С верхней палубы в трюм ведет деревянная лесенка со ступеньками не толще миллиметра. Фантастика!

«Якорь и топорик я отлил из олова, - поясняет Иван Иванович. - Весла приклеил. Каждое весло вдвое тоньше и в полтора раза длиннее спички. Все вяжется на морские узлы».

Живет Иван Малашеня в деревне Шайма Шекснинского района, недалеко от Вологды. Моделированием занимается уже 25 лет. А началось все с принесенного мамой журнала с чертежами для сборки корабля. «Долго я его делал, - вспоминает Мастер. - Получилось наконец. Жаль, не сохранился».

Дальше - больше. Во время службы на флоте командиры, прознавшие про талант вологодского паренька, заказали ему модели двух кораблей. «Одну они потом подарили консулу Югославии, а другую - нашему послу в Ливии», - рассказывает Иван.

Умелец достает маленькие черно-белые фотографии своих моделей. Откровенно говоря, было трудно поверить, что это не настоящее, готовое к спуску на воду судно. «Это вот «Бригантина», а это - «Интерманлант», любимый корабль Петра Первого, его флагман, - показывает Иван Иванович. - Я две таких модели сделал. Причем предпочитаю не врать исторически. Пропорции всегда соответствуют настоящим кораблям».

Куда бы ни закинула судьба Ивана Ивановича, его инструменты - нож и маленький рубанок - всегда с ним. Даже когда во время учебы в Калининградском морском рыболовном училище Малашеня ушел в плавание, он каждую свободную минуту посвящал любимому занятию: «Все вино пьют, а я моделями занимаюсь!..»

«Как-то друг предложил мне продавать модели кораблей - деньги, мол, пригодятся. Так в Гамбурге за каждую модель продавец магазина платил 60 марок, - вспоминает умелец. - Сам, правда, продавал их потом за 200 марок».

Слух о мастерстве практиканта прокатился по кораблю, и к Ивану потянулись моряки. Кто шел со сгущенкой, кто - с печеньем. В обмен на провизию ребята просили научить их. Иван учил. Вскоре уже его товарищи стали сдавать все тому же продавцу свои модели. «Они не так качественно делали - со щелями да и неровно, - говорит Иван Малашеня. - А продавцу выгодно было - все равно купят. Ведь там никто не умел так делать».

«Смастерил я тогда в Германии три «Санта-Марии» и один кораблик-сувенир в бутылке, - вспоминает мастер. - Модель собирается на досочке, а затем помещается внутрь бутылки. Уже там щипчиками, ножницами и пинцетом все расправляется. Палубы на таком корабле набираются из отдельных досочек, толщина которых 0,2 миллиметра».

Особая история - о работах Малашени из «останков» прославленного «Витязя» (это германское судно после войны отошло СССР в Институт океанологии. За 31 год плавания в качестве научно-исследовательского судна оно совершило 65 экспедиций). Потом корабль решили поставить в музей.

«Ненужные деревянные рейки выбрасывали, а я из них модели делал, - рассказывает мастер. - Так музей ставил на них печать, что сувенир сделан из остатков «Витязя». Товар шел на «ура», особенно среди немецких туристов. Два месяца я этим занимался, сделал около сотни моделей, - говорит Иван Малашеня. - Все они были в одном стиле, отличались только количеством парусов и рисунком рыцарских щитов на борту».

Однажды калининградский музей заказал вологжанину модель поморского коча (это однопалубное парусно-гребное судно длиной около 20 метров). Прислали его рисунок из какого-то детского журнала. Этих данных оказалось недостаточно, пришлось просматривать десятки журналов и книг в библиотеках. Целый год Иван потратил на эту модель. Зато сейчас судно стоит среди экспонатов Калининградского музея Мирового океана вместе с еще одной поделкой - галерой «Двина».

Все корабли, сделанные нашим земляком, действительно уникальны - они очень маленькие, самый крупный - парусник «Святые Захарий и Елизавета» - сантиметров 70 в длину. Как признается Иван Иванович, он любит трудности, поэтому и «мельчит».

Сырье для своих моделей он собирает по крупицам. «Да просто вижу - люди ремонт делают, паркет, например, выкидывают, а я думаю: может, пригодится». Вот так и накапливается строительный материал для будущих кораблей.

Семь футов под килем, Мастер!..

Кстати

Вскоре в Череповце, как сообщает «НТВ.ru», откроется экспозиция уникальных изделий учителя музыки Валерия Дворянова. Рассмотреть его экспонаты - портреты поэтов, писателей и модели старинного оружия - можно только под микроскопом. Самые мелкие работы сделаны маслом на срезе макового зерна. Вместо кисти художник использует волос. Портреты сопровождаются стихами, размер буквы - несколько микрон. Над каждой микроминиатюрой художник работает несколько месяцев.

на фото: Один из красавцев - парусников шекснинского умельца.

5
0