Мой дом - моя крепость-2

№2 (228) от 16 января 2002 г.

Мой дом - моя крепость-2

жильцам не стоит подписывать нынешний Договор с Комитетом ЖКХиТ...

Сегодня, когда началась реформа ЖКХ, можно каждый день по капле выдавливать из себя жертву коммунальщиков.

Только за прошлую неделю в «Премьер» обратились семь вологжан с жалобами на коммунальщиков.

Все истории знакомы до боли: нет тепла и горячей воды, нечистоты заливают подвал, угрожающие сосульки на крышах, грубость и отфутболивание в домоуправлениях...

Неудивительно, что многие горожане, так и не добившись толку от ЖЭУ, все красивые речи властей о коммунальной реформе встречают с горькой усмешкой: мол, дело ограничится только повышением цен.

Как ни крути, но начало реформы по-вологодски именно такое - только с резкого повышение квартплаты. Многие другие мероприятия коммунальщиков, которые они готовили весь прошлый год (!), оказались в духе царящего разгильдяйства: здесь не успели, там напутали, тут прошляпили...

Знающие люди против нынешнего Договора с ЖКХ

Ущербным оказался даже главный документ, который и будет для каждого из нас символизировать коммунальную реформу - личный Договор с Комитетом ЖКХиТ (см. схему на 4-й стр.).

Это независимо друг от друга выяснили и журналисты «Премьера», и специалисты антимонопольного управления, и группа депутатов во главе с председателем городской Думы Александром Лукичевым, и юрист Павел Файзов, давно «воюющий» с коммунальщиками.

Еще до Нового года многие авторитетные люди высказали свою оценку коммунальному Договору, вступающему в силу с 1 января 2002 года.

Председатель Союза потребителей Татьяна Шалушкина:

«Почему жильцу за просроченные платежи приходится нести столь суровое наказание 1% пени за каждый день опоздания? В свою очередь, коммунальщики за нарушение пунктов Договора всего лишь делают перерасчет. Так власти могут поступать из месяца в месяц, а у человека, к примеру, всегда будет холодно зимой или будет всегда течь унитаз.

Известны случаи, когда люди в суде требовали компенсацию морального вреда. Суд нередко принимал сторону жильца, но больше 100 рублей в качестве возмещения морального ущерба не назначал. Это было похоже на издевательство».

Руководитель правового отдела Союза потребителей Татьяна Лындрик:

«Я не собираюсь подписывать Договор в таком виде, в каком он есть. Считаю, что если его не подписывать, то и, к примеру, пени никто с меня не вправе будет взимать».

Юрист Павел Файзов:

«Не подписывайте договор, если в нем нет главного - ответственности Комитета за нарушение пунктов Договора. Коммунальщики оправдываются: мы снизим оплату, проведем перерасчет за неоказанную услугу.

Если я пришел в магазин и прошу две буханки хлеба, а мне говорят, что есть только одна, естественно, я не плачу за вторую, которой у них нет. Но это совсем не ответственность.

А тут договор. Они его могут не соблюдать, а наказания не последует. Ответственность - это штрафные санкции.

Весной 2001 года я попытался через суд заключить Договор с коммунальщиками. Но они мне подсунули такой вариант, что я решил его не подписывать. Без Договора мои права оказались более защищенными.

Так что я призываю несколько раз подумать, прежде чем принимать решение. Не стесняйтесь составить Договор сами и предлагайте Комитету ЖКХ подписать вашу редакцию».

Председатель городской Думы Александр Лукичев:

«Один из главных документов договора - Акт сдачи-приемки квартиры на техобслуживание. От того, как он будет заполнен, зависит работа самого Договора. А по Акту тоже есть вопросы. Например, там укажут, что дом оборудован водопроводом с горячей и холодной водой. Если у меня, к примеру, вода поступает только два раза в сутки. Укажут ли это в акте? Или «оборудован мусоропроводом». А он во многих домах заварен... При подписании Договора под рукой должен быть Протокол разногласий».

Но оперативнее всех оформило свои претензии Антимонопольное управление. 27 декабря комиссия Вологодского территориального управления МАП России в составе зам. руководителя управления Валентина Щепелина и специалистов Сергея Вакуленко и Дениса Анпилова вынесла решение о том, что Комитет ЖКХиТ нарушил положения Закона «О защите прав потребителей», Гражданского Кодекса РФ и «Правил предоставления коммунальных услуг».

Похоже, наибольший прокол у коммунальщиков вышел с размером пени, которую они хотели драть с жильцов, - 1% за каждый просроченный день оплаты. А по закону пеня не должна превышать ставку рефинансирования Центробанка. Проще говоря, на сегодняшний день пеня должна быть в 100 раз (!) меньше - около 0,07%.

Капля камень точит

Спросите, почему мы так подробно вспоминаем события конца прошлого года - кто и против чего протестовал? Чтобы никто не обманывался: борьба за комфорт в наших квартирах будет долгой и многотрудной.

Да, сегодня коммунальщики признают свои ошибки, но даже под давлением вологжан, облаченных властью и знаниями, ситуация меняется со скрипом.

Впрочем, с другой стороны, и это можно назвать первой победой. Как заявил Александр Лукичев, сначала хотели ничего не менять, а посмотреть, как будет работать Договор. Но резкая критика прессы, граждан и предписание Антимонопольного управления вынудили коммунальщиков и депутатов собраться и внести изменения в документ.

Вот те изменения в Договоре с жильцами, которые 11 января гарантировал от имени Комитета ЖКХиТ зам. председателя Комитета Сергей Смирнов. Во-первых, сократится до указанного в законе размер пени. Во-вторых, дополнится акт приема-сдачи квартиры на тех-обслуживание: туда включат порядок и сроки эксплуатации кровли, зданий, сантехоборудования. В-третьих, допишут нормативные объемы и сроки потребления коммунальных услуг. В-четвертых, будет подписываться и Протокол разногласий.

Вот, пожалуй, и все. Некоторые предложения коммунальщики отфутболили, остальные замечания пообещали «учесть». По опыту нашей суровой жизни это означает только одно - дальше каждому жильцу самому придется воевать за укрепление своих прав (см. схему).

Теперь о сроках. Комитет ЖКХиТ собирается до 15 февраля исправить документы, после чего начать ходить по квартирам подписывать Договоры.

Дополнительные вопросы председателю

Комитета ЖКХиТ Юрию Белякову

- Проходил ли Договор с жильцами какие-либо согласования, советовались ли вы с юристами?

- Наши юристы посчитали, что это не обязательно.

- Если не подписывать договор, то и пени никто не будет иметь право взимать?

- Здесь даже трудно представить, что получится. Я вижу тут два варианта разрешения проблемы: комитет может заставить подписать жильца договор через суд или все останется как есть. А вообще я считаю, что договор надо подписывать, когда жилец платит 100 процентов стоимости квартплаты. А то получается: с нас вы требуете 100-процентного выполнения обязательств, а сами оплачиваете только 60. Когда будете платить 100%, тогда и с нас можно строже требовать.

- Договор требует от жильца «провести утепление должным образом». Это как?

- Должно быть элементарное утепление, какое вы и делаете у себя в квартире.

- Как быть, если здесь строительный брак?

- Если брак строительный - это дело участка. Надо обратиться туда. Если они откажутся, то можно обратиться в суд, как это было на Псковской,7а. Дом тогда был сдан с недоделками, и суд принял сторону жильцов. Со строительной организации взыскали деньги.

- Почему в договоре не прописано, какое должно быть в системе давление воды?

- По нормам обеспечения такого действительно нет. Есть нормы давления воды, которая распределяется по сети. И тут учитывается высота домов и т.д. Но тут чаще всего уже проблема самой подводки к дому. Пусть жильцы обращаются в участок. Вопросы быстро решат. А о более серьезных проблемах в этой области я не слышал.

- Почему установлены такие жесткие сроки по оплате - до 10-го числа?

- Нам нужно вовремя рассчитаться с подрядными организациями. Но мы еще подумаем, может быть, удастся изменить этот срок.

2
0