о нас / справочная / реклама / архив Последнее изменение 23.06.2017 08:00
Дорогая моя столица
Сюжеты: Дежурный по области, Новости компаний, Пароль — «Пелагея», Призраки «Варяга», расследования
Рубрика:

№8 (234) от 27 февраля 2002 г.


Тайна линкора

Тайна линкора

За 45 лет до «Курска» на флоте случилась трагедия, которая до сих пор окутана неизвестностью...

В феврале 1956 года в Вологду из Севастополя пришла «ши-фровка». «Буду заниматься тем, чем занимался Романов», - писал жене Николай Ерошенко.

Что стоит за незамысловатыми новостями, семья поняла: родственники их знакомого Романова недавно ездили на похороны в Севастополь. Из уст в уста тогда передавали шепотом: «Линкор «Новороссийск» взорвался...» Романов погиб, спасая моряков. Значит, и Ерошенко будет связан с этим кораблем...

Вскоре и жена Николая Валентина с тремя сыновьями приехала в Севастополь, даже не ведая, что им придется задержаться на «курорте» на целых пять лет. Пока последствия катастрофы не были полностью ликвидированы.

Ночной кошмар

Этот многострадальный корабль был захвачен у итальянцев во время второй мировой войны и удерживался как трофей. Потом наши переименовали его в «Новороссийск». Говорят, после войны руководство СССР неоднократно отвергало просьбы итальянского правительства вернуть линкор. И якобы после очередного отказа Министерство обороны получило предупреждение: «Все равно вы им пользоваться не будете...»

Так или иначе, но 29 октября 1955 года стало роковым для корабля. Наша эскадра была на учениях в Черном море. «Новороссийск» прибыл в Северную бухту Севастополя. В это время на линкоре было как никогда много людей: прибыл новый личный состав, а старый еще не уволился.

Около двух часов ночи линкор сотрясло от сильнейшего взрыва в трюме. Вода хлынула внутрь таким потоком, что люди не могли выбраться из кубриков... Кромешная тьма наполнилась криками: «Авария!» Моментально объявили боевую тревогу. Личный состав занял свои места у орудий и приборов.

Когда «Новороссийск» дал сильный крен, командиры башенных орудий приказали матросам покинуть задраенные помещения (и тем самым спасли многим жизни). Тем временем люди, находившиеся на палубе, буквально облепили обе мачты... Вскоре стальная громада корабля опрокинулась, и люди посыпались в воду... Несколько шлюпок, конечно, подбирали барахтающихся в воде, но вытащить даже всех выплывших не было физической возможности.

Линкор держался на плаву около четырех часов. А когда изо всех сил цеплявшийся за жизнь корабль потянуло на дно, к нему на помощь послали еще одно небольшое судно (где и служил вологжанин Романов). Но это суденышко, как и многих выплывших моряков, затянуло в образовавшуюся воронку и погребло вместе с гигантом. А линкор вонзился мачтами глубоко в грунт...

«Конечно, была команда «Бороться за живучесть корабля», - объясняет Николай Ерошенко, - но уже ничего нельзя было сделать». И, как утверждают очевидцы, если бы находившийся там командующий Черноморским флотом вице-адмирал Пархоменко дал приказ отбуксировать корабль на мелководье, жертв было бы намного меньше. Вместо этого на корме верхней палубы было выстроено больше тысячи моряков, не участвовавших в спасательных работах.

Утопленная память

Погибших на «Новороссийске» поднимали три года. Это и была самая секретная часть операции. «Водолазы подплывали к перевернутому крейсеру, прорубали в корпусе шахты, помещали тела матросов в специальные матрасы и на баркасах отправляли на северную сторону бухты - хоронить, - вспоминает Николай Павлович. - Хоронили тайно, в братских могилах. Чтобы не сеять панику, в черте города сделали братскую могилу для тех, чьи тела вытащили первыми. А родственникам сообщали: «Ваш сын (отец, брат) погиб и похоронен в этой могиле».

И родные так никогда и не узнали, что в это время тело близкого человека еще находилось внутри корабля, и похоронят его только через год или даже больше, в другой братской могиле, вместе с другими телами чужие, незнакомые люди. Не было никаких опознаний, встреч с родственниками, никакой огласки.

Рассказывают, что рыбаки, подплывавшие потом к месту трагедии, слышали, как из-под воды им выстукивают азбукой Морзе: «Мы еще живы, но воздуха не хватает...» Повидавшие все на своем веку мужики плакали. Чуть позже стало известно, что всего погибло 657 (!) человек.

Подъем линкора готовили 5 лет, а подняли за 18 часов. Николай
Ерошенко был начальником автослужбы, обеспечивая рабочих всеми необходимыми материалами. Работали сутками. Специально заказывали понтоны и тросы, чтобы откачивать воду. Налетел шторм, тросы порвало, и их заказывали снова... Под водой размывали грунт, отрезали мачты, потом закрепляли понтоны, и только тогда можно было начинать откачивать воду. «Корабль медленно поднимался, - вспоминает бывший мичман. - Сначала нос, потом все остальное...»

«В ту ночь, когда поднимали, был оцеплен весь берег, а я всю ночь стояла на балконе, все видела, слышала все команды, - вспоминает Валентина Александровна. - Что удивительно: море в Севастополе обычно такое бурное, а когда поднимали и уводили крейсер - не шелохнулось...» Искалеченный «Новороссийск» отбуксировали в бухту Казачья за 22 километра от места гибели.

Есть несколько версий случившегося. И одна из наиболее вероятных, которой придерживаются многие военные, - диверсия итальянских аквалангистов. Впрочем, при тогдашнем исключительно формальном контроле к Севастополю могла подойти иностранная подводная лодка. И только после трагедии бухту закрыли, и по ней стал постоянно курсировать дежурный катер.

Руководство СССР сделало все, чтобы правда о случившемся ни единой строчкой не «всплыла» в прессе. Особо не распространялась даже информация о том, что родным погибших полагалась компенсация 2000 рублей, поэтому большинство семей моряков так и не узнало об этом (как и настоящего места захоронения их мужей, сыновей, отцов...)

А трехтомный список погибших моряков и отличившихся при спасательных работах, представленных командованием Черноморского флота к наградам, пришел из Москвы с резолюцией: «Главнокомандующий Военно-Морским флотом тов. Горшков Сергей Георгиевич считает нецелесообразным».

на фото1: Для «Новороссийска», который был флагманом Черноморского флота, 29 октября 1955 года стало роковым...

на фото2: Обрубив мачты, линкор начали поднимать. На снимке - «Новороссийск» только-только показался из воды. Фото публикуется впервые.

на фото3: Николай Павлович в Севастополе (февраль 1956 года). Справа - с женой Валентиной Александровной (февраль 2002 года).

Ольга Ильинская



ВоГУ



Самое читаемое
топ-10 недели (13.06.2017 - 19.06.2017):
  1. Подчистую? (628 просмотров)
  2. Бывший глава Усть-Кубинского района Михаил Лебедев, обвиняемый во взятке в особо крупном размере, полностью оправдан с правом на реабилитацию.
  3. Улица моего детства (546)
  4. С улицей Мира связаны десять лет моих детства и юности — время учебы в школе №8.
  5. Нас не догонят! (522)
  6. Отчёт об исполнении областного бюджета-2016 вызвал шквал критики даже внутри представителей фракции «Единая Россия».
  7. ДОХОДное место (407)
  8. «Премьер» изучил декларации о доходах вологодских деятелей культуры.
  9. Повелители кур (380)
  10. После инспекционного визита Марины Сечиной в «Вологодском агрохолдинге» поменялось руководство.
  11. Остаться в легендах (333)
  12. На скамью подсудимых отправилась бывший директор МБУК «Централизованная библиотечная система города Вологды».
  13. Казахский хлеб-3 (286)
  14. Бывший глава казахстанского БТА-банка, загнавшего в долги вологодский «Славянский хлеб», приговорён к тюремному сроку в Алма-Ате.
  15. Наши люди (283)
  16. Бывший заместитель главы Вологды назначен главным федеральным инспектором Янтарного края.
  17. Лицензия на детство (281)
  18. Фонд медицинского страхования прекратил финансирование детской хирургической помощи в районах Вологодской области.
  19. Родные пенаты (260)
  20. АО «ВАД» после перерегистрации в Вологде станет одним из крупнейших налогоплательщиков региона.
топ-10 месяца (16.05.2016 - 19.06.2017):
  1. ДОХОДное дело врачей (1150 просмотров)
  2. Интернет-сообщество горячо обсуждает доходы главных врачей различных медицинских учреждений Вологодчины.
  3. Минус один (909)
  4. Еще одна строительная компания областной столицы оказалась на пороге банкротства.
  5. Космонавт номер ноль (795)
  6. Американцы не пожалели полмиллиона долларов, дабы убедить весь мир, что первым в космос слетал не Гагарин, а сын... вологодского авиаконструктора.
  7. Смерть в сауне (703)
  8. В вологодской сауне во время празднования дня рождения от удара током погиб 26-летний молодой человек.
  9. Подчистую? (628)
  10. Бывший глава Усть-Кубинского района Михаил Лебедев, обвиняемый во взятке в особо крупном размере, полностью оправдан с правом на реабилитацию.
  11. Приговорённая (605)
  12. Заведующая одним из лучших детских садов Вологды приговорена к двум годам лишения свободы условно.
  13. Бессмысленная жестокость-2 (572)
  14. Убийцу и насильника Сергея Жаркова приговорили к пожизненному лишению свободы.
  15. Единое целое (557)
  16. Вологодский областной госпиталь для ветеранов войн ведет «войну» за выживание.
  17. Разделяй и властвуй (556)
  18. В Вологодской области появится свой премьер-министр с реальными управленческими функциями.
  19. Улица моего детства (546)
  20. С улицей Мира связаны десять лет моих детства и юности — время учебы в школе №8.
Дни рождения
сегодня

ТОРХОВ Дмитрий Викторович, заместитель прокурора города Вологды

 
25 июня

КОРЫТИН Владимир Николаевич, заместитель председателя Вологодской городской Думы, генеральный директор ОАО ААК «Вологдаагрострой»

 

ТУГАРИН Сергей Станиславович, бывший заместитель Губернатора области

 
Деньги тут
Доброе дело
Хорошие люди

© Материалы и фотографии, кроме использованных со ссылками, являются собственностью редакции газеты «Премьер».
Полное или частичное использование возможно с разрешения редакции. Справки по телефону в Вологде (8172) 72-94-66.

Создание сайта в Вологде