Весь мир в кармане!

№10 (236) от 13 марта 2002 г.

Весь мир в кармане!


Череповецкий Левша пишет стихи на маковом зернышке...

Купите в магазине бублик, отщипните от него самое крупное маковое зернышко и попытайтесь на нем что-либо написать...

Череповчанин Валерий Дворянов написал на таком зернышке полный текст знаменитого стихотворения «Я гений, Игорь Северянин...» (около ста символов), а на другом начертал портрет поэта. И это далеко не самые сложные его работы.

Привычные миниатюры размером со спичечный коробок в сравнении с творениями Дворянова - громадины. Направление, в котором работает Валерий Васильевич, - это уже микроминиатюризм.

В «обычной» жизни Валерий Дворянов - преподаватель музыки в Череповецком училище искусств и художественных ремесел. Но увлечение его не связано с музыкой, скорее, с живописью. «Ничего удивительного, - говорит он, - если рисуют и машинисты, и агрономы, почему нельзя музыканту?..» Кстати, один из патриархов микроминиатюризма - Эдуард Казарян - тоже профессиональный музыкант.

Маленькие композиции Дворянов создает из всего, что под рукой. «Из всего, что можно положить под микроскоп», - уточняет. В ход идут камешки, зернышки, железки, косточки, крупинки сахара... В микроскопических размерах любой материал, даже самый твердый, становится податливым. Металл режется как мыло, сточенная игла гнется как леска.

Маковые зернышки умелец использует не только как основу работы, но и в качестве основания. В зернышко вставляет малюсенькие кинжалы, сабли, еле различимые невооруженным глазом, но потрясающе точные в деталях музыкальные инструменты. Если столь миниатюрна «подставка», сколь же малы сами изделия? Сравнение с лесковским Левшой так и просится на язык.

Зернышки риса Дворянов любит за потрясающую структуру материала. Тщательно отшлифованные, они становятся воздушными, полупрозрачными, и работа кажется наполненной светом. К юбилею Пушкина Валерий Васильевич сделал на рисовых зернах целую серию: портрет поэта, копии рисунков из его черновиков, начертал стихи, эпиграммы. На одной только пластинке поместил пять портретов знаменитых современников Александра Сергеевича: Анны Керн, Дениса Давыдова, Дельвига...

«Публике Пушкин нравится - отсюда и тонус, и настроение. Рука сама «идет» по рисунку», - вспоминает об этом мастер.

Но самая любимая зрителями, да и самая трудоемкая «пушкинская» работа сделана на... черном конском волосе. Толщиной он - всего лишь в три сотых миллиметра! Художник выложил на нем крупинками краски надпись: «Пушкин - 200 лет». Действительно, кто же и достоин таких трудов, если не Пушкин?

«Можно было и на человеческом волосе сделать, хотя он еще в два раза тоньше конского, но - просвечивает, не так красиво получается», - говорит череповецкий Левша.

С микроминиатюрами Валерий Дворянов работает не так уж давно - около четырех лет. До этого занимался простыми миниатюрами, так что навыки пригодились. До многого приходится доходить своим умом. Ведь никаких пособий по этому виду искусства не выпускается, информации, тем более в провинции, крайне мало. Дворянов лично знаком только с одним «собратом по резцу» - тот живет в Омске.

К юношеским Олимпийским играм, проводившимся в Москве, череповчанин и омич подготовили совместную выставку. Микроминиатюристы защищали честь России. На Всероссийский выставочный центр, кроме наших, привезли свои достижения делегации из 36 стран мира. Но самых высоких похвал удостоились русские.

Подготовить работу к выставке - тоже целая наука. Композиция помещается в колбу, из которой откачивается воздух. Попадет пылинка - пиши пропало. Устанавливается специальная подсветка, чтобы были хорошо видны даже самые мелкие детали.

К деталям Дворянов вообще относится крайне щепетильно. Читатели могут убедиться в этом, взглянув на снимки. У малюсеньких ножниц (на композиции из десяти предметов) имеется даже заклепка из золота. Пусть и микроскопические ножницы, - но в рабочем состоянии!

Но прежде чем приступать к созданию микрошедевра, нужно сделать специальные инструменты - такие не продаются. Резцы - тоже из подручных средств. Мастер стачивает, доводит до пригодного размера иглы, придает нужную форму лобзиковым пилкам, надфилям.

Потом тщательно продумывает будущий рисунок. Особенно - последовательность операций: стоит чуть напутать, и придется начинать сызнова. Иногда на работу уходят дни, иногда - месяцы. Представьте, какая требуется сосредоточенность! Железные нервы и усидчивость. Выдержка снайпера. Наверное, Валерию Васильевичу здесь и педагогический опыт помогает.

- Неудачи не выводят меня из терпения, - рассказывает Дворянов. - Бывает, остается лишь последние крупинки уложить, и... звонок в дверь неожиданный. Чуть рука дрогнула - работу, почти завершенную, можно выбрасывать. Или - сдует какую-нибудь деталь. Приходится с лупой ползать, искать. Что ж расстраиваться, нужно заново начинать.

Иногда чувствуешь - ну не «идет» рука по этому рисунку! Приучаешь руку месяцами, снова к нему возвращаешься. Главное, должно ХОТЕТЬСЯ это сделать. Если желание не 100-процентное - ничего не получится.

Рекламировать себя и свои успехи мастер, как и многие истинные творцы, не склонен. Потому и на Вологодчине пока не слишком известен. А вот в чужих краях его творчество вызывает огромный интерес. «Пока больше в столице поддержку чувствую», - признает Валерий Дворянов.

На его счету уже четыре персональные выставки, две из них - в Москве. Некоторые работы стараниями ценителей перекочевали за рубеж. Экспонируются в музее во Франции.

Подумывает Валерий Васильевич о специальной новогодней выставке. Планов много, все может статься. Хотя Дед Мороз - «герой нашего времени» - уже готов. На маковом зерне...

на фото1: О шедеврах Валерия Дворянова лучше знают в чужих краях, чем на Вологодчине.

на фото2: В игольном ушке поместились 10 инструментов. И все рабочие!

2
0