Вологда слезам не верит

№12 (238) от 27 марта 2002 г.

Вологда слезам не верит

в Вологодской области...

Предвыборная кампания прошла на редкость скучно и неинтересно. Создается впечатление, что многочисленным кандидатам просто нечего было сказать своим избирателям.

Вместо свежих идей и конкретных проблем, как правило, звучали заклинания вроде «наш кандидат», «ваш кандидат», «с заботой о людях», «с думой о народе»...

Просто удивительно, что избиратели не проигнорировали такое наплевательское к себе отношение и все-таки пришли на выборы.

Самая главная интрига разворачивалась в Центральном округе. Политический тяжеловес Алексей Якуничев, по общему мнению, был просто обречен на победу. Это настолько расслабило и самого кандидата, и его штаб, что вся предвыборная работа была просто спущена на тормозах.

Зато профсоюзный босс Олег Димони весьма эффективно использовал тактику партизанской войны, и явный недостаток финансов компенсировал недорогими листовками и газетками с яростной критикой городского главы. Правда, действующего мэра критиковать легко, а вместо положительной программы у профсоюзного лидера наблюдались в основном общие слова. Но кое-чего он добился.

Несмотря на проигрыш, Димони безусловно выиграл. Получив такой результат в противоборстве с серьезным противником, он стал фигурой, с которой теперь нельзя не считаться.

Комментирует сам кандидат в депутаты, проводивший свою кампанию самостоятельно:

«На изготовление большого количества листовок мы пошли не потому, что это был такой гениальный ход, а от безденежья. Изготовить их оказалось дешевле, чем публиковать материалы в вологодских газетах с их сумасшедшими расценками.

Критика Алексея Якуничева была основана на том, что я считаю полной глупостью, когда глава исполнительной власти баллотируется на выборах в законодательный орган. Ни к чему это, лучше бы свою работу нормально делал.

Да, меня поддержали компартия и аграрии, но не потому, что я придерживаюсь коммунистических идеалов, а потому, что в Законодательном собрании представлял бы интересы наемных рабочих».

По мнению экспертов, на общем невзрачном фоне самой «красивой» стала кампания директора «Прогресса» Марины Глотовой.

Большую роль в этом сыграл убедительный и психологически близкий избирательницам образ из фильма «Москва слезам не верит». Ну и денег, конечно, «Фоксы» не пожалели. Так что победа над бесцветным и невнятным (судя по предвыборной рекламе) энергетиком Валентином Санько была предопределена.

Но... не состоялась по причине массированной критики в адрес «Фоксов» и слива компромата на саму Глотову.

Комментирует имиджмейкер Александр М. (фамилию просил не упоминать). Профессионально занимается выборными кампаниями уже 7 лет. Работал на выборах губернаторов в Нижнем Новгороде, Иркутске, Владивостоке. Живет в Санкт-Петербурге:

«Когда я взялся работать с Глотовой, то для начала попросил ее рассказать мне о своей жизни. Меня поразило, насколько ее судьба схожа с судьбой героини фильма «Москва слезам не верит». Мы провели специальные социологические замеры, и оказалось, что фильм вологжане знают, а его героиня им очень нравится.

Дальше все было очень просто, потому что Марина Васильевна настолько совпадала с образом, что специально придумывать ничего не пришлось.

К сожалению, на борьбу с ней был брошен очень сильный административный ресурс, а соперники использовали порой грязные методы. Это и сказалось на результате».

Спокойнее всех в предвыборный период чувствовал себя Евгений Шулепов. Его кампания явно делалась профессионалами, а опросы стабильно показывали отрыв от конкурентов. В том числе и от действующего на тот момент депутата Александра Смирнова, сильно раздражавшего властные структуры. Даже опрос в день выборов гарантировал победу Шулепову. Однако выиграл, пусть и с небольшим перевесом, Смирнов - еще один «партизан» этой предвыборной кампании.

Доктор Смирнов противопоставил значительным финансовым возможностям Шулепова личные встречи с избирателями, недорогие листовки и свою победу буквально «выходил ногами».

Александр Эльперин - умный человек. В результате у него не оказалось ни одного серьезного конкурента. Что и помогло ему победить, несмотря на сложные отношения с собственными рабочими. Плюс грамотная кампания, основанная исключительно на прагматичных мотивах: заводу выгодно, чтобы директор был депутатом вне зависимости от его личных качеств.

Предвыборный штаб отказался от комментариев. Комментирует Сергей Шалаевский, PR-менеджер медиа-группы «Премьер», принимавший участие в кампании Эльперина:

«На мой взгляд, ставка в предвыборной кампании делалась на то, что, уже будучи депутатом, Эльперин немало сделал для завода и машиностроения в целом. Он на своем опыте доказал, что руководитель градообразующего предприятия просто обязан быть депутатом, что депутатские полномочия действительно помогают решить проблемы предприятия и избирателей. Отсюда и основной слоган кампании: «Доказано Эльпериным».

Что касается Михаила Сурова, то тяжело победить человека, который годами ни на один день не прекращает собственной агитации всеми возможными способами и сам себе - лучший имиджмейкер. Чего стоит только гениальный предвыборный телеролик, где Суров признается, что больше не знает, как себя рекламировать.

Ни у одного из его соперников попросту не хватило времени и денег для того чтобы составить ему конкуренцию. Да и со свежими идеями у них наблюдался явный дефицит.

За некоторыми исключениями нынешние выборы снова подтвердили общую тенденцию последнего времени: побеждает тот, кто имеет много денег и поддерживается властями.

Выбор сделан

Выборы в Законодательное собрание области состоялись. Явка составила 39,6 %

На первой же сессии Законодательного собрания к работе приступят 18 парламентариев. Девять из них подтвердили свой депутатский мандат, десятый (Михаил Суров) вернул его себе в нелегкой борьбе. Трое бывших депутатов, участвовавших в этих выборах, проиграли. Ни по одному из округов выборы не были сорваны из-за того, что народ проголосовал «против всех кандидатов».

Таким образом, вологжане дважды проявили политическую зрелость, благодаря которой в ближайшие два года выборов, а значит, и трат из бюджета, не предвидится.

А еще результаты выборов в Вологде подтвердили правильность рейтингов, которые публиковал «Премьер» во время предвыборной кампании. Как мы и предполагали, победителями стали те, кто занимал в нашем рейтинге 1 - 2 места (в таблице выделены жирным шрифтом. По Череповцу и районам указаны только победители).

Шестерка бьет туза

В предвыборных технологиях есть понятие «шестерки». Это кандидаты, которых выдвигают не для того, чтобы победить, а для того, чтобы сорвать выборы другому кандидату.

Не берусь утверждать, что на состоявшихся выборах кто-то из кандидатов использовал «подставных» соперников, но давайте обратимся к серии удивительных совпадений.

Например, в Восточном округе областного центра, где уже есть врач-реаниматолог Александр Смирнов, нежданно-негаданно регистрируется еще один врач-реаниматолог Вадим Копылов.

Понятно, что у него с Александром Смирновым - общие избиратели, которые просто делятся «на двоих». Да и все статьи, обвиняющие Смирнова в неблаговидных поступках, оплачиваются со счета кандидата Копылова.

А Евгений Шулепов, которому это очень выгодно, совсем ни при чем.

В Заречном округе все критические материалы в адрес Марины Глотовой оплачиваются со счета малоизвестного Александра Шевеля, в конечном итоге скромно занявшего шестое место.

А Валентин Санько, которого это очень устраивает, совсем ни при чем.

Напротив, ролики с резкой критикой в адрес Санько, предложенные всем вологодским радиостанциям, должны были оплачиваться со счета Дмитрия Моисеева (пятое место по итогам выборов).

А Марина Глотова, которой бы это очень помогло, совсем ни при чем.

В Центральном округе Вологды вместе с лидером учительского профсоюза Олегом Димони на выборы идет педагог Татьяна Зернова. Именно она отрывает от него часть избирателей и печатает листовки, критикующие Димони.

А Алексей Якуничев, которому это наверняка понравилось, совсем ни при чем.

Вот такие удивительные совпадения: кандидаты, занимающие первые строчки рейтингов, все «в белом». Конкурентов не ругают, компромата не печатают, листовок не разбрасывают. Зато это как-то очень вовремя делают те кандидаты, которым рассчитывать на победу абсолютно не приходится.

В «шестерки» часто подаются молодые политики в расчете на то, что со временем им удастся набрать политический вес и принять участие в выборах уже всерьез. Но это случается редко: «шестерка» она и есть «шестерка».

7
0