Нашу торговлю окружают...

№21 (247) от 5 июня 2002 г.

Нашу торговлю окружают...

На российский рынок приходят великие и ужасные западные торговые сети.

Немецкая компания METRO, уже открывшая в Москве несколько гигантских торговых центров самообслуживания, подала заявку на землеотвод для строительства аналогичного центра под Ярославлем.

Внедрение подобных компаний на российский торговый рынок кардинально меняет ситуацию. В наших городах слабо развиты современные формы торговли. В частности, торговые сети, связывающие напрямую производителя и потребителя.

На Западе подобная сеть представляет собой крупные распределительные центры Cash and Carry (в переводе с английского «плати и неси»), рассчитанные на предпринимателей. В каждом из московских центров компании METRO размещено около 15 тысяч наименований продовольственных и промышленных товаров.

Таким образом снимаются затраты (транспортные, рекламные и т.п.), что существенно сказывается на цене товара. Существуют аналогичные центры и для «обычных» людей. Они называются дискаунтерами и рассчитаны на покупателя со средним достатком.

В российской же торговле ситуация совершенно иная. Не всегда обеспечиваются надлежащие условия хранения продукции, плохо контролируется оборачиваемость товара, продукты непродуманно размещаются на полках. А главное, отсутствие качественной распределительной сети повышает цену товара.

Поэтому для покупателя возможное открытие центра METRO под Ярославлем, безусловно, отрадный факт. Вологодский предприниматель поедет за товаром не в Москву, а в Ярославль, и привезет продукцию гораздо дешевле, чем сейчас. Гораздо дешевле.

Второй вывод должен сделать российский оптовик. Для него ситуация может стать катастрофической. Его, возможно, ждет разорение. Именно так произошло в большинстве стран Восточной Европы, где национальные оптовики оказались неспособны конкурировать с западными торговыми сетями.

Очевидно, выиграет тот, кто сумеет быстрее снизить цены и повысить качество торговли. Но нужно понимать, что иностранные компании приходят на российский уровень с отработанными технологиями и огромными финансовыми ресурсами. Поэтому, как считают наблюдатели, отечественным оптовикам, чтобы выжить, надо действовать в два раза быстрее.