ЧАЙНЫЙ ГОСПОДИН

№27 (253) от 17 июля 2002 г.

ЧАЙНЫЙ ГОСПОДИН


Только настоящий самоварный чай, уверен мастер, помогает душе оттаять от житейских проблем...

Скрытая под зеленым водопадом плюща веран- да. Летняя ночь, дышащая спасительной прохладой, истомленной свежескошенной травой и бесконечным умиро-творением. Вовсю стараются сверчки. В круге света, падающего от лампы, мыкаются мотыльки. Над прозрачными фарфоровыми чашками постепенно тает облако ароматного чая. А на столе - фыркающий, подмигивающий медью, пышущий паром - Его Величество самовар.

Еще пара лет, и сию картину, по мнению вологжанина Юрия Преловского, можно будет наблюдать либо на картинах художников минувших столетий, либо на страницах книг отечественных классиков. Увы, сейчас самовар как пережиток прошлого вытеснили электрочайники и кофеварки.

Из грязи в медные князи

70-летний Юрий Александрович знает о самоварах все. Он лудит, чинит, реставрирует и дает вторую жизнь самоварным агрегатам. В руках мастера перебывало несколько тысяч пузатых, стопочкой, медных, серебряно-кружевных, с узорчатыми ручками и краниками, польских, тульских, московских...

А началось все в 1955 году, когда, вернувшись после армии в родную Вологду, Преловский устроился в мастерскую по ремонту техники. «Учись, Юрка, присматривайся, как самовары-то воскрешать надобно!» - наставлял его старый безногий лудильщик, бывший латышский стрелок.

А «воскрешать» самовары - дело сколько неблагодарное, столько и напряженное: разобрать, очистить от грязи, вытравить кислотой, снова пустить под воду, еще раз пройтись кислотой и потом уже лудить полудой, т.е. оловом. Только потом заключительный этап - полировка изделия. И... вот он - весело посверкивает на столе новенький самоварчик!

Со временем у настырного паренька развился такой талант к починке самоваров, чайников и прочей кухонной утвари, что Юрий брался за самый никудышный экземпляр и без труда его «оживлял». «А вот приятно - взять разбитый самовар, которому и место разве что на помойке, и сделать из него приличную вещь. Просто любо любоваться!» - улыбается Юрий Александрович в свои пышные, по-казачьи лихо закрученные усы.

За 40 лет работы мастер собрал удивительную коллекцию - пятьдесят редких самоваров. Был среди них и раритетный - 1804 года выпуска из Тулы, а вот самый красивый, по признанию мастера, был варшавского производства. Тонкая узорная выплавка, ручки - дутые, спаянные из двух половинок, а не литые, как обычно. Самоварный краник в форме дракона откидывался назад...

Сокровища на свалках

Правда, от величественной некогда коллекции сейчас у мастера осталась лишь пара - тройка экспонатов. Самоварное собрание занимало целую комнату, поэтому пришлось с ним расстаться - продать.

Юрий Александрович с улыбкой вспоминает то время, когда собирал самовары, можно сказать, прямо на свалке. «Раньше, в 60-е годы, этих самоваров просто горы лежали в утиле, - вспоминает мастер, - и не только самовары, но и подносы, кресты и оклады от икон валялись! И началось все с того, что горожане из деревянных домов стали переезжать в новые отдельные квартиры. В большинстве семей имелись самовары, а вологжане не желали брать их с собой на новое место жительства и просто выбрасывали».

Тогда для Юрия Преловского было раздолье. По свалкам, по утилям - так и появилось уникальное собрание.

«Уж думал - уйду на пенсию, все мое лужение заглохнет, ан нет, наоборот , понеслось с новой силой! - смеется Юрий Александрович. - Не только из Вологды, даже из Москвы и Новосибирска мне привозят самовары реставрировать. Видите ли, мода сейчас на них вновь возрождается. Да, правда, из деревень уже все повывезено в неизвестном направлении! Говорили, что русские самовары видели даже в Гвинее!»

Сейчас Юрий Преловский - единственный самоварных дел мастер уж если не в области, так в Вологде - точно. Об учениках подумывает давно, да только с помещением проблемы. Ведь не станешь же приглашать ребят в двухкомнатную квартирку, где мастерская ютится в переоборудованной кладовке. Пыльное это дело да и экологически неприятное.

Однако все неудобства испаряются, когда в выходные квартира Юрия Александровича наполняется веселым детским смехом, когда накрывается стол, и вся семья Преловских собирается, конечно же, за настоящим самоваром - шестилитровым.

«Самый правильный, самый ароматный чай только самоварный - говорит с уверенностью знатока Юрий Александрович, - ведь в нем собрано пять элементов: вода, уголь, полуда (олово), воздух и огонь. Чай словно вываривается в самоваре, приобретает огненный насыщенный оттенок, получается таким душистым, терпким, как в старину, - и пока не выпьешь весь самовар, из-за стола не встанешь! Такой чай уж не чета «электрическому» или пробулькавшему на газовой плите!»

После настоящего чая, по словам мастера, душа оттаивает от житейских забот, становится легко, и вся глухая тоска словно испаряется.

...Самоварный промысел в России давно захирел, если и изготавливают самовары, то штампуют десятками, без особой фантазии. «А вот раньше самовары даже на заказ делали из меди или серебра, чтобы на соседский похож не был, - в голосе Юрия Александровича появляется печаль. - Да! Сейчас одни болванки!»

Только в душе мастер надеется, что все-таки возродится самоварный промысел в России, и новые поколения будут знать вкус настоящего самоварного чая.

на фото 1: Юрий Преловский надеется, что самоварный промысел в России возродится.

на фото 2: «Родословная» тульского самовара 1896 года: медали ежегодных выставок и престижная надпись - «Поставщик Двора

Его Императорского Высочества Великого Князя фабрика потомственных почетных граждан братьев Воронцовых в Туле».

3
0