Летит с приветом,

№28 (254) от 24 июля 2002 г.

Летит с приветом,


но вернется ли с ответом?..

Ко всем потрясениям нашей жизни, похоже, добавится еще одно - реформа почты.

Правительство решило организовать все нынешние разрозненные структуры почтовой службы в единое государственное предприятие «Почта России», которое затем акционировать. Однако, как скажется предстоящая реформа на качестве и стоимости почтовых услуг, пока не ясно.

Начальник Вологодского управления федеральной почтовой службы Вячеслав Паленов заявил нам, что в его ведомстве никаких изменений не происходит, реформа пока на стадии разработки.

Действительно, правительство одобрило концепцию реформы только в марте. Однако уже с июля в Вологодской области сокращены два районных управления почтовой службы: Междуреченское и Усть-Кубинское. Они потеряли самостоятельность, войдя в состав Вологодского почтамта. Сокращен весь вспомогательный персонал: бухгалтера, водители...

Люди недоумевают: зачем ломать наработанную годами структуру почтовой службы? Впрочем, ее нынешняя работа оставляет желать лучшего: в России только около 80% писем доходит в течение контрольного срока, который и так значительно больше, чем в Европе.

По оценкам экспертов, чтобы довести уровень технической оснащенности нашей почты до уровня европейских стран, ежегодно надо вкладывать не менее 150 миллионов долларов. Но поскольку эти деньги госказна не даст, главный расчет - на инвесторов.

А интерес к почтовому бизнесу у коммерческих структур есть. Ведь в России 40 тысяч почтовых отделений - больше, чем у Сбербанка. В этой гигантской сети заинтересованы и банки, и рекламные службы, и даже предприятия торговли.

Но деньги выгоднее вкладывать в единую структуру, особенно если будет возможность купить акции гиганта. Это, как минимум, две причины для создания нового АО «Почта России». Возможно, существует и третья: в приватизации госструктуры, как правило, заинтересовано его руководство, которое может получить лакомый кусок собственности.

Конечно, есть и более привычные источники дополнительных средств - повышение цен и сокращение издержек. Ведь бескрайние просторы России, низкое качество дорог, суровый климат и бедность населения, особенно сельского, делают многие почтовые услуги невыгодными.

А руководство будущего АО должно будет заботиться о прибыльности предприятия. И у него останется два варианта: либо отказаться от нерентабельных услуг (например, отправки писем и посылок на Крайний Севера), либо существенно повысить цены. И тогда возможность писать письма, например, на Чукотку у большинства граждан вообще отпадет.

Точно так же непонятно, например, в каком виде сохранится подписка на газеты и журналы. На Западе печатные издания распространяют сами издательства. В России в силу только вышеназванных причин перейти на подобную систему невозможно. И, похоже, от предстоящей реформы стоит ожидать только удорожания подписки и падения тиражей.

На фото: Каким будет лицо у новой почты России, сегодня не знает никто...