Долговая яма

№34 (260) от 4 сентября 2002 г.

Долговая яма


Череповец имеет все шансы угодить в нее в ближайшем будущем.

Виной тому - неосмотрительно взятый кредит Мирового банка, погашение которого камнем повиснет на шее каждого горожанина.

Сумма кредита, выделенного Череповцу наряду с шестью другими российскими городами на проект передачи ведомственного жилья в муниципальную собственность, впечатляет - 32 миллиона долларов.

Проект предусматривает передачу жилых зданий от предприятий-собственников городу, переоборудование зданий, внедрение энергосберегающих технологий... Проще говоря, эти деньги тратятся на реформу ЖКХ.

И вызывающие возмущение горожан значительные повышение тарифов на коммуналку, увеличение доли населения в оплате жилья - отголоски кредита, поскольку эти меры являются условиями его получения.

Как распоряжаться субзаймом, полученным под гарантии Минфина, решают не власти Череповца, а кредиторы - Мировой банк. Деньги они выделяют частями и лишь при условии точного соблюдения их «предписаний». Средства аккумулируются на счете в московском банке, который получает за их хранение 0,25% в год.

Уже через 1,5 года срок действия кредитной программы завершится, а освоено лишь около 6 миллионов долларов. Отдавать же придется всю сумму долга плюс проценты кредиторам и банку-посреднику. По 5 миллионов долларов ежегодно - до 2010 года. Итоговая сумма - 40 миллионов долларов - примерно равна годовому бюджету Череповца. Притом, что городская казна «худеет» на глазах. Уже сейчас долг города «сжирает»

30 % текущих расходов, а к концу 2002 года эта цифра может вырасти до 45%.

Расходование кредитных средств проверяют многочисленные комиссии, наблюдают независимые эксперты. Субзайм неэффективен - вот их мнение. Есть данные, что сметы проводимых работ безбожно завышаются. Например, ознакомившись со списками уже выполненных работ по переоборудованию зданий, депутат городской Думы Валентин Горобцов обнаружил, что руководимое им предприятие - МП ЖКХ «Металлург» - провело бы их в 8 раз дешевле. В отдельных случаях навязанные городу подрядчики завышали смету в 28 (!) раз.

Из длинного списка мероприятий программы на долю предприятий с череповецкой «пропиской» пришлись всего 3 %. Подавляющую часть работ проводят зарубежные и столичные фирмы. Из них большая доля приходится на всевозможные «консультационные услуги».

Почему за счет череповчан обогащаются иногородние предприятия, в то время как в городе имеются и рабочие руки, и светлые головы? Таковы условия получения кредита? Тогда адресовать этот вопрос нужно тем, кто «пробивал» заведомо невыгодный для Череповца субзайм и, надо полагать, имеет свой интерес.

О том что, занимая деньги Мирового банка, Череповец попадает в финансовую кабалу, было известно еще до подписания соглашения. В редакции имеется копия любопытного документа, датированного еще январем 1996-го. Это экспертная оценка условий предлагаемого договора субзайма.

В «Заключении» 11 пунктов, где перечислены насторожившие экспертов моменты. Общий вывод: «Условия договора для нас кабальны и неопределенны». И такие строки: «Поскольку договор займа считается заключенным только с момента получения денежных средств заемщиком, то, при условии, что мэрия по нему денег еще не получала, возможен отказ от получения денежных средств без правовых последствий».

Не отказались, впряглись в ярмо. А внакладе остаются простые череповчане, существование которых напрямую зависит от состояния городской казны. Расплачиваться-то придется в конечном итоге им.

Чиновники же, ввергнувшие внешне благополучный город в финансовую пропасть, ничем не рискуют. Многие из тех, кто принимал тогда решения, уже перебрались «наверх» и покинули Череповец.

Не останавливают расходование средств Мирового банка и нынешние власти. Когда долговая удавка затянется на шее настолько, что финансовая катастрофа будет очевидна для каждого, уже сменятся и мэр города, и состав гордумы. А должникам останется лишь задавать извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».

3
0