КАРАНДАШ - ОРУЖИЕ СПЕЦНАЗА

№41 (267) от 23 октября 2002 г.

КАРАНДАШ - ОРУЖИЕ СПЕЦНАЗА


Кто на Вологодчине делает лучшие карикатуры на Путина.

Рисунки Рауля Еркимбаева в Череповце стали культовыми: их пересылают друг другу по факсу и электронной почте, украшают стены офисов.

Местные политики и короли бизнеса негодуют, узнав в карикатуре себя. Иные «звезды» обижаются, что их еще не изобразили. Третьи сулят большие деньги за то, чтобы более не попадать под острое перо художника.

Судя по откликам читателей столичных и местных газет, где художник регулярно публикуется, Рауля Еркимбаева часто представляют неким почтенным старцем, творящим чуть ли не в подполье под экзотическим псевдонимом. Редакторы, знающие, что автор предпочитает шумиху вокруг своих работ, а не личности, легенды поддерживают.

Книжная загадка

А недавно публике явились новые грани дарования Рауля. Он оформил книгу «Убийство Сталина и Берия», которая занимает первую строчку в списке российских документальных бестселлеров, составляемом «Книжным обозрением».

800-страничный труд Юрия Мухина требует от читателя вдумчивости, и тем не менее разлетается, как горячие пирожки. Полгода назад первый тираж оптовики скупили на корню еще до того, как он был напечатан. Сейчас в торговле сметают уже третий тираж - и это без всякой рекламы!

Немалая доля успеха - на счету художника. Каждая глава предваряется его сюжетным рисунком. И вместо фотографий известных деятелей - множество портретов, выполненных Еркимбаевым. Этот неожиданный ход привлекает читателя, заставляет по-новому взглянуть на исторических персонажей, в чертах которых отражаются их поступки, мысли, характер, само время.

Немного портит общее впечатление явно неудачная обложка, выполненная художником Геннадием Животовым, ну да главное-то внутри.

Наша сила в плавках!

Общающийся с публикой только посредством рисунка, Рауль сделал исключение для «Премьера» и согласился рассказать о себе.

Имя и фамилия подлинные. Рисует, сколько себя помнит. Биография полна парадоксов: словно бы нарочно человек всю жизнь бежал от своего призвания в сферы, совершенно творчеству противоположные.

«Не согласен, - возражает Рауль, - место творчеству найдется на любом поприще. Со мной, по крайней мере, было именно так».

Как всякий подающий надежды юный художник, он «мостил тропу» в Строгановское училище. Но поступил... в Ленинградский финансово-экономический институт имени Вознесенского. Тот самый, который закончили «олигархи» Чубайс, Мордашов и Миллер.

После вуза - еще один вираж: ушел в армию. Служил в войсках специального назначения. Об их «назначении» и сейчас, спустя годы, говорить не хочет.

«Конечно, я и в армии рисовать продолжал. Альбомы дембельские - никогда, заставить меня невозможно. Надо, чтобы самому интересно было. Как-то по поручению начштаба истребительного полка нарисовал карту вторжения советских войск в Европу. Там, что интересно, такие страны, как Финляндия и Швеция, вообще не учитывались. Их аэродромы заведомо считались нашими».

Потом - очередной кульбит. Череповецкий металлургический комбинат. Не в чистой конторе экономистом, а в грязном цехе - сталеваром-плавильщиком. И здесь, оказывается, нашел место творчеству!

«Тогда американцы придумали технологию производства трехслойной стали, - вспоминает Рауль. - Но внедрить в производство так и не смогли. А мы сумели! Я - в числе первых операторов плавки. Не творчество разве? Участок наш сразу «закрыли», засекретили. Материал-то стратегический - используется в основном для подводных лодок. Ельцин приезжал посмотреть на нашу работу».

В здоровом теле - здоровый дух

Вдоволь потрудившись на оборону Родины, ушел... тренером по атлетической гимнастике в обществе профсоюзов - «лепил» тела. Времена эти -

90-е, как все помнят, были довольно дикие. Зарабатывал охраной: сопровождал в поездках нуворишей, перевозивших крупные суммы наличных.

Потом открыл свой спортивный зал. «Качал», конечно, публику самую разную - и милицию, и бандитов. Многие подопечные ныне - люди известные в самых разных кругах.

И все эти годы продолжал рисовать. Для души.

- Тысячи людей могут качественно выполнить графическую работу, - рассуждает Рауль. - Технически правильно, просто потому, что им от природы дано. Но создать законченную вещь без идеи, без сюжета - невозможно. Конъюнктуру - пожалуйста. Вчера он Ленина ваял, сегодня - городского голову Милютина. Как наш местный скульптор Шебунин или популярный ныне Шилов.

Я вот Лениных не рисовал и в те времена, даже работая оформителем, и сейчас не буду. Высокопарно звучит, но у художника должна быть гражданская позиция. Свое, собственное видение мира. Каждый рисунок нужно пропустить через себя.

На фото 1: К 37-ми годам художник Еркимбаев успел побывать спецназовцем, сталеваром и охранником.

На фото 2: Популярность Бориса Моисеева среди череповецкого бомонда - раздолье для карикатуриста.

На фото 3: Одна из иллюстраций Рауля Еркимбаева к знаменитой книге «Убийство Сталина и Берия».

На фото 4: Владимиру Путину художник посвятил много рисунков (шарж на фото - тоже работа Рауля).

3
0