БЫТЬ ВОЕННЫМ, КРАСИВЫМ, ЗДОРОВЕННЫМ!

№45 (271) от 20 ноября 2002 г.

БЫТЬ ВОЕННЫМ, КРАСИВЫМ, ЗДОРОВЕННЫМ!


Сто лет назад армейская наука для школяров Вологодской губернии хоть и именовалась «потешной», но с восторгом принималась «вооруженными» детьми.

Николай II вырвал листок из личной записной книжки и начертал высочайшее распоряжение: «Завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными отставными унтер-офицерами за малую плату».

Это историческое для российской школы событие произошло 8 января 1908 года в Царском Селе.

До Вологды нововведение добралось через два года: для муштры воспитанников мужских приходских училищ наняли за 50-рублевое жалованье двух унтер-офицеров расквартированного в городе Александро-Невского полка - Потепалова и Терехова.

Школяры узнали, что такое военная гимнастика: их гоняли по наклонной лестнице, у барьера, на брусьях. Правда, не везде: например, в Верховажье за неимением свободного помещения недовольные мальчишки корпели над задачами по геометрии или демонстрировали показательные опыты по химии.

Кузницы

богатырских кадров

Постепенно ковать будущих чудо-богатырей начали по всей губернии. В Великом Устюге скромное здание для тренировок переименовали на столичный манер в Манеж. Детскую мускулатуру развивали в играх - «Разбойники и сторожа», «Попрыгунчики», «Пленники». А местный городской голова Емельянов торжественно обещал в обозримом будущем непременно «завести» барабан.

Даже в детских приютах вышедших в запас вояк нанимали на роль «дядек». Они практиковали дыхательные упражнения из шведской гимнастики и обучали подрастающее поколение «правильной стойке». Стоило суровому «дядьке» раз взглянуть на ребятню, как она моментально вытягивалась в струнку.

Учебные заведения бесплатно снабжали основаниями отслуживших свой срок винтовок системы Бердана. Местные умельцы вытачивали из дерева ствол и коробку с затвором, получалось подобие настоящего ружья. Конкуренцию им составило Санкт-Петербургское Первое военно-издательское товарищество, наладившее выпуск детского лакированного оружия. Занятия с винтовкой, пусть даже игрушечной, малолетним воинам явно пришлись по душе.

Детская армия

Тем временем вся страна ударилась в детскую «военщину». Издали даже 4-томную «Памятку потешного воина» полковника Петровского, который учил строиться в шеренги, самоокапываться, проводить церемониальные марши.

А в июле 1911 года в Петербург прибыло на смотр свыше 4000 тысяч потешных со всей России. Но вологжан среди них не было. Наши земляки решили не рисковать, и директор народных училищ Вологодской губернии телеграфировал в столицу: «Потешных - достаточно, подготовленных на Высочайший смотр - нет».

Через несколько месяцев, побывав в Вологодском втором четырехклассном училище, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа граф Александр Алексеевич Мусин-Пушкин записал в книге почетных гостей: «Обратите серьезное внимание на гимнастику и на военный строй, это Высочайшая воля, и мы обязаны ее исполнить».

Инспектор училища М. Евгеньев незамедлительно рапортует графу о насущных потребностях. Во-первых, работать «за малую плату», как наивно полагал император, никто не желал. В связи с чем содержание преподавателя планировалось повысить до 180 рублей.

К уже имеющимся барабану и флейте мечтали приобрести новые инструменты и ввести обучение игре на них. Ружья современного образца непременно должны были пополнить арсенал училища, а богатое воображение инспектора уже рисовало стройные ряды мальчиков, одетых в униформу.

Кстати, форму решили вводить постепенно, как написано в документах, «не насилуя учащихся и их родителей». Долго и терпеливо объясняли, что расходы семьи на обмундирование не превысят затрат на повседневную одежду детей. Бесплатно каждому ребенку выдавали только фуражку с красным кантом.

К концу 1911/12 учебного года в городских, министерских и земских училищах Вологодчины военное искусство осваивали почти 9 тысяч человек - больше трети всех учащихся. Мальчишек новая наука, конечно, захватывала. Взрослые - кто одобрял, кто - усмехался: мол, чем бы дитя ни тешилось...

на фото 1: По этой книжке ребятню учили самоокапыванию и маршам.

на фото 2: Император лично велел «завести обучение детей в школах строю и гимнастике запасными отставными унтер-офицерами».

1
0