ЗАКРЫТОЕ НЕБО

№48 (274) от 9 декабря 2002 г.

ЗАКРЫТОЕ НЕБО

Вологодчина вляпалась во всемирный авиаскандал: над нашей территорией стало опасно летать.

Такого еще не было в истории гражданской авиации России - 5 декабря в 16.45 вологодский центр управления полетами перестал обслуживать воздушное пространство.

Транзитные самолеты, в том числе и зарубежные, полетели в обход нашей области, а затем и России. Туда же стали улетать и миллионы долларов недополученной прибыли.

Швейцарский синдром

Конфликт между нашими авиадиспетчерами и руководством предприятия «Севзап-аэронавигация» зрел давно, но оформился только сейчас. В начале декабря сразу 22 диспетчера, не согласные с урезанием окладов, положили заявления на стол. Девятерых уволили сразу, остальные до сих пор находятся в подвешенном состоянии. Еще семеро диспетчеров тогда же ушли на больничный.

Как следствие двое суток самолеты над Вологодчиной «вели» смены не по четыре диспетчера, а лишь по двое. Риск был колоссальный, ведь точно при таких же обстоятельствах этим летом над Швейцарией столкнулись ТУ «Башкирских авиалиний» и американский «Боинг».

Учитывая, что по интенсивности движения наша область входит в пятерку лидеров по России (сейчас над нашей территорией пролетает до 180 самолетов в сутки), было принято решение о закрытии воздушного пространства.

Небо закрыли, но не для всех. Продолжали работать местные диспетчерские пункты - это полеты ниже нижнего эшелона - самолеты, вертолеты и авиация общего назначения. По-прежнему обслуживался вологодский авиаотряд и авиакомпания «Северсталь». В общем, внутриобластное сообщение не пострадало.

Финансы поют романсы

Весь сыр-бор разгорелся из-за нового коллективного договора, принятого еще в сентябре в местном филиале «Севзап-аэронавигации».

В частности, решили по-новому начислять 24-процентную надбавку к окладу за вредные условия труда. Причем это был тот случай, когда от перемены мест слагаемых сумма зарплаты уменьшилась. Чтобы компенсировать потери, руководство предусмотрело для авиадиспетчеров надбавки. Однако понимания не получилось.

Вот что говорит авиадиспетчер Сергей Лукин:

- То, что сейчас выплачивается авиадиспетчеру, - это нищенская зарплата. Так что нынешнее урезание мы считаем верхом цинизма по отношению к нам. Мы до сих пор не видели ни одного документа о компенсации, подписанного гендиректором.

- А нищенская зарплата - это сколько?

- Оклад по высшей категории - 6500 рублей. При полной выработке дневных, ночных и вечерних смен на руки получаем чуть больше 10 - 12 тысяч рублей в месяц. Учтите, что век авиадиспетчера короток. При нашей нагрузке весьма велик риск, что после очередной комиссии нас спишут и мы останемся без работы.

У генерального директора вологодского филиала «Севзапаэронавигации» Николая Примаченко по этому поводу совсем другое мнение: «Средняя зарплата тех диспетчеров, которые хотели уволиться, от 13 до 16 тысяч рублей - это данные бухгалтерии. Теперь насчет надбавки за вредность. Есть распоряжение гендиректора за №42 - его вывесили на всеобщее обозрение.

Работники сами отказались от предложенного нами механизма компенсации. Надо было договариваться - на это было два месяца. Можно было подать за это время жалобы в суд, прокуратуру, ООН наконец. Но мы получили отказ от работы 2 декабря».

Тысячи долларов -

на ветер

Безопасность в авиации исчисляется в валюте, и каждые сутки простоя влетают вологодскому филиалу «Севзапаэронавигации» в 60 тысяч долларов. Судите сами: каждый самолет, пролетая над нами, платит 73 доллара с сотни километров. За девять месяцев этого года вологодский центр управления полетами обслужил 50 тысяч воздушных судов, причем почти половина из них - заграничные.

Перемножив все это на 400 с лишним километров воздушной зоны над Вологодчиной, получаем более 17 миллионов долларов! Именно столько принесли в казну за 9 месяцев наши авиадиспетчеры. Однако, по словам гендиректора Николая Примаченко, это еще не самое страшное. Узнав о нашем бардаке, заграничные авиакомпании решили вообще не залетать в воздушное пространство России.

«Мы уже реально теряем деньги, потому что воздушные суда полетели в обход России, - сокрушается Примаченко. - Мы рассчитывали на индексацию зарплаты в 15% с 1 января. Я не уверен, что она теперь будет, потому что система в целом теряет деньги.

Кстати, в течение этого года индексация уже составила 22%. У нас профсоюзы говорят, что за счет голодовок и забастовок - ничего подобного! Только за счет трезвого расчета, за счет того, что мы получили эти деньги с пользователей».

Возможно, экономические аргументы стали в данном споре решающими. 7 декабря ближе к вечеру воздушное пространство над Вологодчиной открыли. Но смены авиадиспетчеров выходят на дежурство не в полном составе. Так что о полной безопасности полетов говорить нельзя.

У нас отнимут небо

В понедельник, 9 декабря, в Вологду из Питера приехал генеральный директор всей Северо-Западной аэронавигации Владимир Криворог. Днем он провел с диспетчерами встречу, на которую прессу не пустили.

Нам удалось лишь узнать, что руководство согласилось увеличить авиадиспетчерам оклады и готово принять на работу обратно уволенных ранее. Кроме того, Владимир Криворог подтвердил худшие опасения о том, что все вологодские авиадиспетчеры могут в скором времени вообще остаться без работы, а воздушное пространство над Вологодчиной будут дистанционно контролировать их московские коллеги.

Реакция на демарш наших диспетчеров вполне предсказуемая. Дело в том, что многие авиакомпании после нынешних событий вообще отказались летать над Россией. И готовы платить деньги тем же китайцам, чтобы быть уверенными в 100-процентной безопасности своих судов.

Потери в данном случае исчисляются десятками миллионов долларов. Кстати, техническая возможность для перевода вологодского неба на контроль московских диспетчеров есть уже сейчас. Если это произойдет, то все финансовые потоки уйдут из Вологды в Москву.

Социальные льготы авиадиспетчеров

Льготная пенсия в 50 лет. 36-часовая рабочая неделя. Бесплатное питание на 60 рублей в смену. Раз в год - бесплатный авиабилет в любой конец света, 50-процентная скидка на билет для членов семьи, а дети до 18 лет летают бесплатно. Оплата стоматологических услуг на 7 тысяч рублей в год. Оплата медикаментов.

на фото 2: Авиадиспетчер Сергей Лукин считает, что отказ вологжан работать был обоснован.

на фото 3: Судя по словам шефа «Севзап-аэронавигации» Владимира Криворога, наши диспетчеры могут лишиться работы.