ПЕДАГОГИКА С ДУШКОМ,

№49 (275) от 16 декабря 2002 г.

ПЕДАГОГИКА С ДУШКОМ,

или Почему в педуниверситете зачеты сдают в коридоре,

а под знаком «туалет» находится учебная аудитория.

«Иногда такие ароматы и звуки такие залетают в кабинет, что хоть зажимай рот да беги с лекции куда подальше!» - брезгливо морщится студентка Ирина.

Действительно, рисовавший указатель ничего не перепутал: в университетском здании на ул. Орлова,6 в аудиторию №221 можно попасть только через «тамбур» женского туалета. Причем занятия «с запашком» - далеко не единственное следствие унизительной тесноты в учебном заведении.

Куча мала

На все трехэтажное здание на Орлова,6, где за день бывает больше полутысячи человек, - только по одному мужскому и женскому туалету. Заведения и так пользуются большим спросом, но в женскую уборную попасть особенно сложно - часто надо протискиваться сквозь 30 человек, ожидающих у входа в 221-ю аудиторию.

«В прошлом году мы постоянно занимались в 221-й аудитории, - добавляет Евгения, студентка 4-го курса факультета социальной педагогики и психологии. - Раза по три в неделю там учимся». «Эта аудитория постоянно занята», - подтверждает преподаватель того же факультета Марина Шишкина.

Еще один проблемный кабинет - №311 - преподавательская на кафедре управления социальной работы. В комнатке в 24,5 м2 иногда слушают лекцию 30 (!) студентов (которых больше некуда посадить) и работают несколько педагогов.

«Когда у нас собираются все 11 преподавателей, нам самим сидеть негде, - рассказывает Марина Степановна. - Пристраиваемся по четыре человека за столом. В прошлом году молодую преподавательницу, не привыкшую к нашим суровым условиям, в полуобморочном состоянии увели домой».

Привычная картина для соцпеда: в коридоре - на подоконнике, на батарее, пристроившись в уголке - сидят студенты и преподаватели с курсовыми и дипломными работами на коленях. Потому что нет места для консультаций. «Однажды я даже два зачета принимала прямо в коридоре, - вспоминает Шишкина. - А одна из преподавателей проводила занятие с подгруппой у дверей кафедры. Больше места не нашлось».

Не лучше дела и в 301-й аудитории на кафедре психологии. «Там мы сидим по четыре человека в кресле, практически на головах, - рассказывает студентка Евгения. - Звонят телефоны, ходят студенты и преподы. В таких условиях решаем тесты, хотя это нарушение всех норм...»

Война за аудитории

Неудивительно, что в здании Вологодского педуниверситета на Орлова,6 идет давняя «война» за аудитории. Случаются просто безобразные истории.

Нередко из-за несогласованности разные лекции в расписании ставят в одну аудиторию нескольким группам. Студенты бегают, преподаватели нервничают, время идет... Порой лекцию отменяют, переносят на «потом». Студенты слоняются по университету...

«Я уже читала лекцию студентам, вдруг заходит другой преподаватель и требует освободить аудиторию - мол, у него здесь занятие, - вспоминает Зина Углова. - Я объясняю, что вообще-то я тоже занимаюсь. Но он грубо требует убираться отсюда. Я была просто в шоке! Мало того, что он ко мне при студентах обращался на «ты», так еще и грубил. Как студенты после этого могут меня уважать?..

В прошлом году я чуть не каждый день писала ректору объяснительные, что лекция сорвана из-за отсутствия аудитории». К выдворению из кабинетов студенты уже привыкли, особенно заочники. Выгоняет в основном физико-математический факультет (так как здание считается «физматовским»). Страдает, как правило, соцпед.

Недавно ректорат переехал, забрав у физмата несколько компьютерных классов. А физмат в свою очередь отобрал несколько аудиторий у соцпеда. А ведь 26% из почти тысячи студентов факультета социальной педагогики и психологии платят немалые деньги не за «коридорную» учебу.

«Ничего не вижу!..»

Странная получается ситуация: университет собирает большие деньги со студентов-платников, открывая новые факультеты с платным обучением, но не может решить давнюю проблему свободных аудиторий. Да что аудитории - лишнего туалета ну никак не сделать!

Уже слышу от вузовского начальства: «Денег на всех не хватает!» Верю, сама видела. В здании на Орлова,6 сейчас вовсю ремонтируют кабинет ректората, главного бухгалтера и бухгалтерии, укладывают новый линолеум в коридоре перед приемной, обновляют стены на первом этаже...

«Факультету социальной педагогики и психологии уже несколько раз обещали выделить свое здание, - говорит педагог Марина Шишкина. - Сначала планировали где-то в районе поселка Григорьевского, но там СЭС не разрешила. Потом обещали где-то на Соборной горке, да опять что-то не получилось».

А еще ректор педуниверситета Александр Лешуков просил власти отдать вузу здание детсада №87 СЖД и школы №27 на улице Клубова. Это ж сколько можно еще открыть платных специальностей!..

Хотя нет, это пока домыслы: Лешуков, аргументируя свою просьбу, писал градоначальнику Якуничеву: «...университет в свою очередь сделает все возможное (учитывая высокий потенциал профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов) для культурного развития микрорайона, в котором находится школа №27».

Как раз о «культуре» (на Орлова,6) мы и хотели побеседовать с первым проректором педуниверситета Николаем Шевелевым. Однако Николай Николаевич наотрез отказался встретиться с журналистом «Премьера». Пришлось послать письменный запрос.

Отвечая на него, господин первый проректор был короток и категоричен: «...В здании нет аудиторий, вход в которые был бы через туалет», «...Докладные о срыве лекций в ректорат не поступали».

Интересно, где же они застревают, если доподлинно известно, что в деканат на первом этаже они поступали. Правда, ректорат находится на третьем - далековато.

P.S. По просьбе упомянутых педагогов их данные изменены из-за опасения, что руководство вуза предвзято оценит их высказывания.

На фото: Обычно за таким указателем следует только туалет (он справа), но тут еще и аудитория! (прямо).