Одноглазые законы

№7 (284) от 19 февраля 2003 г.

Одноглазые законы

лишили льгот инвалидов. Но проблема может быть решена.

«Клянусь Богом, это мои вторые ноги!» - говорит о своем «жигуленке» инвалид 3-й группы Юрий Корониди.

За «вторые ноги» Юрию Савичу приходится отдавать четверть своей 766-рублевой пенсии - около 190 рублей транспортного налога. Никаких льгот у Корониди нет, потому что он инвалид с детства (из-за травмы тазобедренного сустава).

Таких обделенных льготой в области - 93 тысячи человек

(9 тысяч - инвалидов с детства, остальные - по общему заболеванию). Ни федеральный, ни областной закон «О транспортном налоге» не освобождают их от платы «за дороги». Федеральный закон снимает налог только с инвалидов, имеющих авто с ручным управлением или получившим машину через органы соцзащиты. Но ручным управлением пользуются только люди с заболеванием ног. Получается, что если у тебя нет ноги, то налог не платишь, а если «сердечник» - придется раскошелиться.

Юрия Савича и его коллег на предприятии Всероссийского общества инвалидов «Автосервис» удивляет логика законодателей. «Им бы поощрять льготами инициативу инвалидов, а они ставят преграды! - возмущается Юрий Савич. - Ведь гораздо труднее заработать на машину, чем получить через соцзащиту. Мою «старушку» я купил в 97-м году в ужасном состоянии. Хорошо, что работаю в «Автосервисе», ребята помогли отремонтировать. А если бы не работал, если бы сам не купил - сидел бы без машины».

В комитете по бюджету и налогам Законодательного собрания нам пояснили, что, принимая закон, список льготников пришлось сокращать из-за нехватки средств на содержание и ремонт дорог области. Ведь даже нынешние льготы «съедают» 39 миллионов рублей.

Но с льготами могло быть еще хуже. Когда областной парламент отклонил идею дорожников освободить их от уплаты земельного налога, департамент дорожного хозяйства предложил отказаться от всех льгот.

Неуемность «хозяев магистралей» понять можно - они постоянно на голодном пайке. По словам зам. начальника департамента дорожного хозяйства Александра Колотушкина, финансирование сейчас улучшилось: поскольку начали рассчитываться должники 2002 года, появились средства на содержание областных дорог до конца года. Но не хватает денег на ремонт. «Необходимо около 800 миллионов рублей, а выделили только 5», - говорит Александр Валерьевич.

Однако компромисс законодателей и дорожников по льготам оказался спорным. Ведь от налога в итоге освободили не 93 тысячи таких инвалидов, как Юрий Корониди, а внутрицеховой транспорт «Северстали» и ВПЗ. Объяснение, конечно, есть - эти машины не выезжают на дороги области. Но инвалиды все равно в недоумении - почему финансовые дыры затыкают за счет их пенсий, а не доходов богатых предприятий.

Кстати, сегодня невозможно подсчитать, сколько средств ушло бы на льготы для инвалидов по общему заболеванию и для инвалидов с детства. Поскольку не было и нет соответствующего федерального закона, ни в ГИБДД, ни в налоговой нет данных о том, является ли владелец машины инвалидом.

Но есть надежда на разрешение проблемы. В течение месяца ее снова обсудят депутаты. И возможно, что к областному закону примут поправку о льготах для инвалидов по общему заболеванию и инвалидов с детства.

на фото: Юрия Корониди, как и других инвалидов, удивляет, почему дыры бюджета затыкают их пенсиями.