Геройская полуторка

№10 (287) от 12 марта 2003 г.

Геройская полуторка

Бабаевский умелец восстанавливает уникальный грузовик «ГАЗ-ММ», который он отыскал в лесу.

- Когда я на него наткнулся, сразу понял, что машина боевая - около 40 пробоин насчитал, - рассказывает Николай Костров из села Борисово-Суда Бабаевского района. - Наверняка не одна шоферская душа нашла здесь смертушку...

Позже Николай Матвеевич выяснил, что когда-то грузовик принадлежал местным пожарным, которые выменяли его за два мешка картошки у бабаевских коллег. Ну а в Бабаево машина попала прямиком с Волховского фронта.

В память о войне Костров даже не стал латать несколько ее «ран»: под самым козырьком крыши видна рваная дыра - то ли от пули, то ли от осколка, сама кабина пробита в нескольких местах. «Геройская старушка», - часто повторяет Костров.

Николаю Матвеевичу не раз предлагали продать уникальный автомобиль - обещали большие деньги. Однако сельчанин об этом и слышать ничего не хочет: «Она теперь для меня как родная, часть моей души в ней. Да и солдатские шоферские души наверняка не простили бы меня, случись такое. Помню, когда на ней выезжал, все люди на пути встречные рукой машут, провожают взглядом, а некоторые старики и слезу смахнут, вспоминая былые годы... Нет, ни за что не продам».

Сейчас грузовик разобран - Костров делает капитальный ремонт. Опыта в шоферском мастерстве ему, водителю «скорой помощи» Борисовской ЦРБ, не занимать. Пришлось снять с полуторки кузов (его надо полностью заменять), перебирать задний мост. Теперь вот надо где-то добывать сальники из кожи, которых днем с огнем не найти. Но мастер надеется, что уже этим летом «старушка» вновь побежит по улицам села.

- Рассказывают, что в Вытегорском районе, где-то в лесу под Оштой все еще стоят такие же машины, брошенные во время войны, - говорит сельчанин. - Вот бы найти их, ведь у этих автомобилей все запчасти, можно сказать, уникальные. Да и вообще - раритет».

Из досье «Премьера»:

«ГАЗ-ММ» сошел с конвейера в 1933 году как модификация грузовика «ГАЗ-АА», который был полной копией американского «Форда-АА» образца 1929 года, но более дешевым в производстве (большинство деталей было из чугуна и низкосортной стали). У «ГАЗ-ММ» был уже новый двигатель мощностью 50 л.с. С началом войны металлическую кабину заменяют на дерево. Часто в кузове устанавливалась зенитная пушка или пулемет.