КРАСОТА СПАСЕТ

№17 (294) от 30 апреля 2003 г.

КРАСОТА СПАСЕТ

Художник Виктор Подгорный возвращает из небытия облик разрушенных храмов Вологодчины.

Необъяснимо, но большинство людей, участвовавших в разрушении храмов, не доживали до старости - тонули, травились, быстро сгорали от малопонятных болезней...

Причем некоторые знали, что варварство не кончится для них добром. Например, в Верховажье священник рассказал художнику Подгорному о трагедии местного жителя, которому поручили взорвать церковь, а отказаться он не мог - попал бы во «враги народа». Так перед черным делом мужик оделся во все белое - готовился к смерти. И действительно, после этого прожил совсем недолго.

С миру по штриху...

Идея воссоздать на живописных полотнах все порушенные храмы Вологодчины родилась у Виктора Федоровича в 2000 году. С тех пор, собирая материал для картин, он исколесил практически всю область. Грандиозный проект планирует завершить уже в конце нынешнего года. По задумке мастера, главным ее итогом должно стать издание красочного сборника с изображениями около 400 исчезнувших вологодских церквей. В России это будет перый подобный сборник.

Впрочем, сам художник говорит, что одному ему осилить такой титанический труд было бы невозможно. И, к счастью, у него нашлось много помощников в городах и районах: краеведы, музейщики, архитекторы, старожилы...

Облик храмов воскрешается по крупицам. «Когда мы ездим по районам, к нам подходят люди и передают документы, по которым можно воссоздать внешний вид церкви», - рассказывает Виктор Федорович.

В Верховажье это были рисунки крестьян, несколько десятилетий назад запечатлевших церкви района. В Кадуе местный священник принес гравюру с изображением монастыря. Она была настолько древняя, что могла рассыпаться в любой момент. Пришлось срочно делать ксерокопию.

Написавший уже около 200 работ Виктор Подгорный говорит, что даже по руинам, запечатленным на фото, он может представить внешний вид сооружения: «Существуют некие стандарты: у любой церкви есть само здание, алтарь, трапезная и колокольня. Впрочем, тотемские церкви заметно отличаются от вологодских, а верховажские от устюженских... Но никогда не было абсолютно одинаковых храмов».

Кстати, практически все церкви строились так: колокольня - на западе, алтарь - на востоке. Делалось это для того, чтобы при отпевании покойника заносили ногами на восток. Кстати, и кладбища всегда обустраивали, чтобы утреннее солнце светило покойнику в лицо.

Необычные работы Подгорного пользуются большой популярностью. Так, глава Устюженского района Николай Платонов, купив у него коллекцию картин местных церквей, через полгода передал их в дар местному музею. В той же Устюжне целую пачку фотографий готовых работ приобрела пенсионерка. Тотчас же одна дачница-москвичка хотела перекупить у нее все фото за любые деньги, но старушка отказалась.

По словам главного архитектора области Леонида Рагутского, издание подобного сборника - замечательная идея. Пару лет назад архитекторы сами планировали издать подобный альбом, - но фотографий того, что осталось от церквей.

Несмотря на то, что некоторые местные художники именуют работы Подгорного ширпотребом, Рагутский называет его картины замечательными. «Его манера пастельной подачи (когда используется всего два цвета) мне очень импонирует», - говорит Леонид Николаевич.

Взорванная вера

Пик уничтожения храмов на Вологодчине пришелся на 1935 - 1937 годы. Безбожники-большевики сносили церкви, начиная со звонниц. Ведь именно колокольный звон оповещал людей, что церковь жива.

А лет двадцать назад, когда Виктор Подгорный еще был пилотом Вологодского авиаотряда, в Никольском районе одна пожилая женщина рассказала ему удивительную историю, связанную с разрушением местной церкви.

Для начала красногвардейцы взорвали храм. После взрыва одна из икон, каким-то чудом уцелев, оказалась... на ближайшей сосне. Так люди стали приходить к этой сосне и молиться. Власти спилили сосну и уничтожили икону. Тогда верующие стали приходить к пню, молились и отламывали от него щепочки, считая пень святым! Взорвали и пень... Сейчас на месте того храма - огромная воронка.

В некоторых западных районах церкви и храмы вместе с деревнями попросту ушли под воду во время строительства Волго-Балта.

Долгая дорога к храму

Работа над картинами близится к завершению, но вот здесь-то и начинаются самые большие проблемы. Как утверждает Виктор Подгорный, стоимость его проекта - 1,5 миллиона рублей. И даже по частям собрать столь внушительную сумму очень сложно.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, к которому обратился Виктор Федорович, благословил художника и попросил разрешения написать вступительную статью для будущего альбома, но вот с финансами не помог. Меценатов тоже почти не видно. Сейчас Подгорный надеется на Патриарха Всея Руси Алексия II - недавно художник написал ему письмо с просьбой о финансовой поддержке.

По словам живописца, уже сейчас коллеги из Архангельской области и республики Коми, узнав о проекте вологжан, предлагают начать аналогичную работу у них в регионах.

на фото 1: Одна из 400 уничтоженных церквей - Михаило-Архангельский храм в Вологде.

на фото 2: Подгорный даже свою дачу построил с элементами храмовой архитектуры.

2
0