ХОЗЯИН РУСАЛОК

№22 (299) от 4 июня 2003 г.

ХОЗЯИН РУСАЛОК

Поклонение природе пробудило в строителе скульптора, который теперь несет для потомков красоту первобытной Руси.

Альберт Землянкин уверен, что самое большое свое сокровище ему помог найти лесовик.

Пару лет назад Альберт Алексеевич, как обычно, выискивая в лесу материал для работы, шел и напевал-приговаривал: «Старичок-лесовичок, помоги найти капичок!» Вдруг перед его взором «выросла» огромная старая береза. Причем раньше Землянкин ее не замечал, хотя за четверть века, кажется, изучил в здешнем лесу каждый куст.

«Я как глянул в низ дерева, а там такая красота!» - всплескивает руками хозяин, вспоминая о находке гигантского капа (нароста). Он оказался весом больше тонны! Лошадь, груженная исполином, даже не сдвинулась с места, пришлось пригонять трактор.

Зато потом лесное чудо превратилось в одну из самых символичных скульптур самобытного мастера.

Русалки

бывают разные

Мастерская 60-летнего вологжанина Альберта Землянкина находится в селе Мартыновское под Харовском. Тот самый кап-гигант стал 300-килограммовой волной, на которой нежатся три русалки - черная как смоль, шоколадная мулатка и белокожая красавица.

«Некоторые ученые утверждают, что все человечество, религии и языки пошли от одного, - рассуждает Альберт Алексеевич. - Я нашел тому подтверждение. Вот, к примеру, русалки, боги низшего состава, но они есть в мифологии как у африканцев, так и у жителей Востока. Поэтому я и сделал кожу моих русалок разной».

Древний промысел

За последние 12 лет, как Землянкин вышел на заслуженный отдых, его квартиру и мастерскую постепенно начали «обживать» лесовики, домовые, русалки, овиннушки, баннушки и прочий мистический народец - уже набралось больше сотни фигур.

Материал для своих скульптур Альберт Алексеевич выбрал непростой - кап деревьев. Он прочнее и по своей текстуре гораздо красивее дерева. Вообще, каподелие - старинный, но уже подзабытый промысел. На Руси из капа изготавливали посуду, которая называлась репчатая. Самые красивые капы даже оправлялись серебром и украшали царский стол. Некоторые изделия из капа в ХIХ веке ценились буквально на вес золота.

«Я в своих работах стараюсь как можно меньше привносить что-то своего, - рассказывает Альберт Алексеевич, и в его глазах появляются озорные искорки. - Остальное в моих скульптурах - это родное, то, что создала сама мать природа».

Поэтому и скульптуры у него получаются будто живые. Вот, к примеру, согбенный лесовичок с хитрым прищуром: в какой угол комнаты ни отойдешь - все равно смотрит на тебя в упор, как будто знает, где ты костер в лесу забыл потушить...

Этот лесовик - первая «проба резца» Землянкина, бывшего строителя и управляющего, ставшего скульптором. Хотя любовь к дереву и языческой мифологии Альберт Алексеевич, как говорится, впитал с молоком матери.

«Мой прадед собирал в лесу разные коряжки, капы, делал из дерева вещи на заказ, в общем, знатный был мастер, - вспоминает Альберт Алексеевич, которому родные не раз говорили, что он похож на пращура и внешне и духовно. - А моя мама была у него любимой внучкой и постоянно пропадала в его мастерской».

Своего прадеда Митрофана, человека хозяйственного и рассудительного, Землянкин помнит очень хорошо. Именно от прадеда он получил в наследство секрет цветной скульптуры. Из детства остались и первые воспоминания о языческих обрядах вепсов, по соседству с которыми семья Землянкиных когда-то жила на хуторе в Бабаевском районе.

Хранитель очага

О своих мифологических героях Альберт Землянкин рассказывает с трогательной любовью. И скульптуры, похоже, платят создателю тем же.

«Вот домовой, - мастер осторожно достает с печки небольшую деревянную статуэтку бородатого мужичка. - За тридцать лет, что я живу в этом доме, тьфу-тьфу-тьфу, даже стекло не разбили! Хранитель нашего дома!

Еще несколько лет, и языческих богов просто-напросто забудут. Моя задача - даже таким образом донести до потомков их образы, и все, что с ними было связано».

Кстати, в ближайшее время в Вологде откроется персональная выставка нашего героя, где любой горожанин может прикоснуться к древней Руси, к Руси изначальной.

Из досье

«Премьера»:

Кап - это нарост на дереве, тайник спящих застывших почек. Красивый и крепкий материал. В природе часто встречается березовый кап, реже сосновый, рябиновый, ольховый, дубовый и т.д. Отличаются текстурой рисунка.

на фото 1: Под резцом Альберта Землянкина рождается Медуза Горгона.

на фото 2: Самая большая (300 кг) и символичная работа мастера, объясняющая единство мира, - на гребне волны три русалки разного цвета.

1
0