Мистерия прапора

№28 (305) от 16 июля 2003 г.

Мистерия прапора

Чудной герой знаменитого фильма «ДМБ» и серьезный театральный режиссер - одно лицо.

По собственному признанию Сергея Арцибашева, впечатления от Вологды и Кириллова помогают ему готовить новый спектакль «Братья Карамазовы».

А вот поставить что-нибудь в интерьерах Вологодского кремля режиссер столичного Театра имени Маяковского не собирается - нет времени. Впрочем, ему удалось порадовать вологжан своей «Женитьбой», показанной на фестивале «Голоса истории».

В Арцибашеве поразительным образом сочетается талант комика и глубина трагика, режиссера, исследующего загадки человеческой души и мироздания. Отсюда и мистерия, то есть таинство его игры и постановок.

Что больше всего удивляет при личной встрече с Сергеем Николаевичем - так это его взгляд. Зеленые с желтыми точками глаза смотрят насквозь. Нутром чувствуешь, что характер у него нелегкий. Однако именно этот режиссер успешно работает с такими звездами сцены, как Александр Ширвиндт, Александр Лазарев, Михаил Филиппов, Светлана Немоляева...

С именами последних в сочетании с фамилией Арцибашев, кстати, связано возрождение Театра имени Маяковского. И «Женитьба», которую увидели вологжане, была первым шагом на этом пути.

Когда Сергея Николаевича утвердили главным режиссером, он сразу решил ставить гоголевскую «Женитьбу», пригласив известных актеров. «Надо было возвращать в зал народ, а в труппу - народных артистов, - рассказывает мастер. - В последнее время они больше времени проводили на съемках и в антрепризах, чем в родном театре».

Критики упрекают Арцибашева за «звездность» постановки, мол, сделал коммерческий спектакль. Но сам он считает «Женитьбу» удачным сочетанием коммерции и искусства и в подтверждение говорит об аншлагах на каждом представлении при высокой цене на билеты.

В этом спектакле себе режиссер не взял никакой роли, хотя сыграть в своей же постановке Арцибашев очень любит: «Играя сам, я могу больше рассказать о спектакле и о персонаже. У меня больше знаний об этом, чем у актеров.

Понимаете, режиссер поставил спектакль и все. Дирижер и тот во время исполнения произведения им руководит. Так вот, я, находясь внутри спектакля, могу руководить действием».

Несмотря на желание постоянно контролировать процесс, в семье Сергей Арцибашев совсем не тиран. Своих сыновей он не поучает, что им делать. По словам режиссера, дети сами выбрали свой путь в творчестве: старший сын - пианист, учится в московской консерватории, средний - пишет романы. А младшему всего 4 месяца. Может быть, он когда-нибудь станет режиссером.

Из досье «Премьера»:

Сергей Николаевич Арцибашев родился 14 сентября 1951 г. в поселке Калья Свердловской области. Окончил Свердловское театральное училище и ГИТИС.

Работал режиссером и актером в Театре на Таганке, главным режиссером Театра комедии, основал и был руководителем «Театра на Покровке». В 2002 г. возглавил Театр им. Маяковского. Заслуженный деятель искусств России.

Снялся в более чем десятке фильмов, в том числе: «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», «ДМБ» (роль прапорщика - главного носителя армейской «мудрости»). Имеет троих сыновей.

Крылатые фразы из фильмов «ДМБ»

«Жизнь без армии - это все равно, что любовь в резинке - движение есть, а прогресса нет».

«В человеке все должно быть прекрасно - погоны, кокарда, исподнее, иначе это не человек, а млекопитающее».

«Природа - не храм и не мастерская, природа - тир, и огонь в нем нужно вести на поражение».

«Где, по-вашему, у человека находится главный источник мистических сил? В ногах. Потому что без ног солдат абсолютно непригоден к несению караульной службы. Солдату положено много ходить».

«В чем смысл жизни? В расписании дежурств на КПП. Посмотрел - и все понятно».

Тосты от прапора:

«Все болезни от непонятки и сомнения, как поступить. В армии этого нет. Как сказал командир, так и поступай. Получается - отлично. Руки заняты - голова свободна. За командира!»

«В природе все должно быть параллельно и перпендикулярно. Что не параллельно и не перпендикулярно, то валяется. За геометрию!»

«Что такое материя без формы? Кисель! А человек без формы? Это уже даже не кисель, а, извините за выражение, - штатский. За форму!»