РУКА РУКУ ЛЕЧИТ,

№32 (309) от 13 августа 2003 г.

РУКА РУКУ ЛЕЧИТ,

поэтому страховые компании так вяло защищают права больных.

В прошлом году вологодская горбольница вернула 15 тысяч рублей пациенту за лекарства, которые ему рекомендовали купить. Оказалось, что все препараты входят в список бесплатных лекарств.

Но кто знает о данном перечне из почти 700 наименований? Сами медики да страховые компании «Эликсир» и «Элпис», работающие с жителями Вологды. Одна из них и помогла вернуть деньги пациенту горбольницы.

Но петь дифирамбы рановато: эта история - нечастный случай в деятельности страховщиков. Чаще они ограничиваются разъяснением прав застрахованным, направлением писем-требований, плановыми экспертизами... А возможности доводить дела до судов и накладывать фантастические штрафы на провинившееся лечебное учреждение остаются пока на бумаге.

А бороться в одиночку могут немногие, большинство только машет рукой: «Кому жаловаться? Везде одна мафия!» Никакой мафии, конечно, нет. Но дыма без огня не бывает.

Бумага и человек все стерпят?

Статистика страховых компаний говорит сама за себя: официальных жалоб на качество медицинских услуг очень мало. «Кто хамством отвечает на хамство, кто слезы глотает, к сожалению, - комментирует врач-эксперт «Эликсира» Юрий Зизевских. - А кто идет к нам, пытаясь выяснить, правильно ли поступают медики».

Чтобы ободрить народ, страховщики год назад даже методичку выпустили с правами пациентов. 19 пунктов прав! И первым идет «уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала». Остальные права тоже впечатляют: обследование, лечение и содержание в условиях, соответствущих санитарно-гигиеническим требованиям, право на консилиум по просьбе пациента, право на отказ от медицинского вмешательства и многое другое.

В отчете о поступивших жалобах, который заполняют врачи-эксперты страховых компаний, есть графы «Этика медработников», «Качество медицинской помощи», «Санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ». Все есть. А жалоб и судов нет.

Пробить головой стену

Я решила проверить процедуру жалования на себе. Врачам-экспертам «Эликсира» и «Элписа» описала собственные неприятные ситутации в больницах и поликлиниках.

Ответы специалистов оказались больше похожи на защиту медиков. Сначала держали, а потом грубо выперли из процедурной, где остался 9-месячный ребенок? «А не надо вам там свои бактерии разносить». В инфекционой больнице бегают тараканы? «Ну, с кем не бывает, - отвечает Валерий Вопилов, врач-эксперт «Элписа». - Не уследишь! Одна принесет в сумке таракана, они тут же и расплодятся».

По его мнению, хамящих врачей надо было понять, простить или пожаловаться выше. Врачебной ошибки не существует, а есть «недообследование»... Эксперт Зизевских из «Эликсира» также поведал, что врачи - по большей части, очень хорошие и добрые люди. А все беды - от «недофинансирования медицины».

Желание подать жалобу пропало уже после 15 минут разговора с экспертами страховых компаний, призванных горой стоять за права пациентов. Ситуация стала более понятной, когда выяснилось, что эксперт «Элписа» Валерий Вопилов подрабатывает урологом, а второй врач-эксперт «Эликсира» Оксана Шляпина также имеет врачебную практику.

«А если, извините, я буду недовольна качеством медицинской услуги, оказанной мне Шляпиной, - спрашиваю у Зизевских. - Мне к кому обращаться?» После минуты молчания Юрий Иванович ответил, что такого быть не может. Потому что Оксана Львовна очень хороший врач. «Можно передать вашу жалобу другому врачу-эксперту, - продолжает он. - Или обратиться к нашему начальнику за рекомендацией». А Валерий Вопилов добавил, что застрахованный может потребовать эксперта из другого города, если опасается коррупции.

Да, опасаюсь. Особенно, когда слышу советы страховых компаний заниматься «самообороной». «Отказали в регистратуре? - учит Юрий Зизевских. - Может, у женщины настроение плохое, может, не знает чего. Поднимись к заведующей и скажи: «А покажите мне нормативный акт!»

А зачем тогда вы, господа?