Школьный концлагерь?

№35 (312) от 3 сентября 2003 г.

Школьный концлагерь?

Столичное нововведение может обернуться для наших учеников эмоциональными стрессами.

У москвичей новый прибамбах: учеников обязывают находиться в школе до позднего вечера в течение всей учебной недели.

С 1 сентября в столице появилось более 200 школ продленного дня, а в ближайшие годы на этот режим работы обещают перевести все московские школы. Разумеется, детей там не будут заставлять учиться до вечера - их займут в спортивных, музыкальных, изобразительных секциях и кружках по интересам. Но уйти после уроков домой ученики смогут, только предъявив записку родителей, или если те сами придут за ними.

По словам министра образования Владимира Филиппова, такой шаг предпринят с целью «отвлечь детей от влияния улицы». На форуме сайта www.5ballov.ru по этому поводу развернулись настоящие баталии среди родителей, студентов, учителей и просто сочувствующих: мнения самые полярные - от радостного «наконец-то!» до жесткого «концлагерь».

Не исключено, что новые школьные веяния рано или поздно придут и на Вологодчину. А что думают обо всем этом в Департаменте образования?

Под присмотром

«В «Законе об образовании» воспитательная функция выделена как приоритетная, а процесс воспитания уместнее всего доводить до ума именно в школе, - считает начальник отдела развития муниципальных образовательных систем Департамента образования Галина Прохорова. - После уроков детям, как правило, некуда пойти, поэтому под присмотром профессионалов им будет лучше».

По словам Прохоровой, в Москве проблема «полного дня» возникла в том числе и из-за нагрузок для педагогов, которых нужно обеспечить работой. Но вологодским учителям это не грозит: их перегруженность часами, классным руководством, полуторными и двойными ставками (кушать-то хочется!) широко известна. Они и без столичных нововведений кукуют в школе с утра до вечера.

Однако на ситуацию влияет еще и тенденция к возрождению различных детских организаций - похоже, как рассказывает Галина Борисовна, внешкольной жизнью ребят рано или поздно начнут снова активно руководить.

Хотели как лучше.

А получается?..

Педагог-психолог МУ «Территориальный Центр социальной помощи семье и детям» Наталья Гребнева уверена, что если организацию полного дня в школе обеспечат на должном уровне, для ребят это обернется плюсами. Во-первых, они будут в безопасности; во-вторых, профилактика безнадзорности; в-третьих, развитие творческих способностей в различных кружках...

Но это только одна сторона медали. А если ребенок после уроков хочет поиграть с любимой собачкой? Если у него лучшие друзья учатся в другой школе? Если, наконец, в школе над ним издеваются? А если он не хочет ходить строем, а хочет побыть один?

«При хорошей организации все это должно быть предусмотрено, - уверяет Гребнева. - И отдельные комнаты для уединения, и возможность отдохнуть на диване... (Спрашивается, где взять столько комнат для уединения и столько диванов? - О.И.) Если это не продумать, у детей возникнут большие эмоциональные проблемы. Эмоциональные нагрузки (постоянное нахождение с другими ребятами) могут сказаться на них отрицательно: возникнет агрессивность или, наоборот, плаксивость...»

Одним словом, невооруженным взглядом видно, что вопрос «полной занятости» школьников пока остается открытым. Нет уж, пускай москвичи на себе испробуют, а мы посмотрим, что получится из этой сомнительной затеи...